WIN - KOI - DOS - ISO - MAC - LAT



3. КРАТКИЕ АННОТАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТ

3.2. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТ ПО ПРОГРАММАМ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕЗИДИУМА РАН

Программа фундаментальных исследований Президиума РАН №12 "Научные основы сохранения биоразнообразия России"

Тема: Структурно-функциональная организация, биоразнообразие и мониторинг лесов европейского северо-востока России
(Отдел лесобиологических проблем Севера. Науч. рук.: зав. отд., д.б.н. С.В. Загирова).

Сосняки Печоро-Илычского биосферного заповедника имеют естественную поврежденность, связанную с возрастом древостоев и воздействием низовых пожаров. В среднем с увеличением возраста сосняков на каждые 50 лет индекс поврежденности повышается на 0.2.

Изучение фитоклимата сплошных вырубок из-под ельников показало увеличение в 11-15 раз количества поступающей солнечной энергии и повышение на 4-60 С среднесуточной амплитуды температуры воздуха, по сравнению со спелыми ельниками. В результате на техногенно нарушенных участках лесосеки начинается процесс олуговения. За 30-летний период после рубки количество видов травяно-кустарничкового яруса увеличивается в 2-2.5 раза. Трансформация лесов после проведения сплошных рубок зависит от степени нарушенности биоты эдафотопа. Чем сильнее повреждения, тем дольше и интенсивнее идет процесс смены древесных пород.

Тема: Изучение динамики биоразнообразия в условиях интенсивного природопользования и природовосстановления на северо-востоке европейской части России
(Отдел геоботаники и проблем природовосстановления, лаборатория природовосстановления. Науч. рук.: в.н.с., д.б.н. И.Б. Арчегова)

При изучении процесса ускоренного восстановления разнообразия на посттехногенных территориях в окрестностях Воркуты установлено, что применение комплекса биологических приемов (внесение удобрений и посев и развитие многолетних трав в течение 3-4 лет) обеспечивает предотвращение развития разрушительных эрозионных процессов. Задернение верхнего слоя субстрата обеспечивает стабильность субстрата при постепенном возобновлении тундрового сообщества. На опытном участке, расположенном около пос. Хальмерью, через 12 лет после начала эксперимента вариант, оставленный для самозарастание, практически лишен покрова высшей растительности. Здесь развиты лишь водорослевая корка и протонема мхов, единично встречаются растения овсяницы овечьей (Festuca ovina). В варианте опыта, где проводили комплекс интенсивных биологических приемов с посевом и 4-летним функционированием многолетних трав, происходит замещение сеяных трав тундровой растительностью. На 8-й год после начала "ассимиляционного" этапа схемы природовосстановления (прекращение интенсивного ухода) в состав агроценоза внедрились 33 вида аборигенной флоры: 22 вида сосудистых растений (из них 3 вида кустарников), 9 видов мхов и 1 вид лишайников. Почти все внедрившиеся виды характерны для ивняковых и ерниково-ивняковых моховых тундр, занимающих окружающую ненарушенную территорию. (д.б.н. И.Б. Арчегова, к.б.н. Н.С. Котелина, к.б.н. А.Н. Панюков).

В Воркутинском районе ведутся детальные наблюдения за изменением биоразнообразия некоторых типов экосистем под влиянием воздушных загрязнений. Впервые использован метод дистанционного зондирования в комплексе с исследованиями на ключевых участках. По степени загрязнения и изменения состава растительного покрова выделены две зоны. Первая из них, наиболее загрязненная, - зона запыления вокруг цементного завода. Вторая зона, слабо загрязненная, более широкая по площади, расположена близ шахт и поселков. Установлено, что пылевые выбросы цементного завода вызывают изменение состава и структуры растительных сообществ без изменения общего проективного покрытия. В зоне 1 наблюдается почти полное исчезновение лишайников из напочвенного покрова, снижение покрытия мхов. При средней величине фитомассы 341 г/м2 сухого вещества, существенно возрастает доля опада, что связано с изменением физиологического состояния растений. В зоне 2 изменения состава и массы растений выражены слабо. (Лаборатория экологии и охраны тундры, зав. лабораторией, к.б.н. В.В. Елсаков).

Тема: Средообразующие функции аллювиальных почв и формирование биоразнообразия пойменных ландшафтов европейского северо-востока России
(Отдел почвоведения. Науч. рук.: г.н.с., д.с.-х.н. И.В. Забоева)

Выделены ключевые участки на пойменных террасах долин рр. Вычегда и Печора для изучения режимов и свойств аллювиальных почв пойменных ландшафтов и их биоразнообразия. На ключевом участке в долине р.Вычегда проведено описание основных типов растительности и почв, заложены опорные площадки для режимных исследований. Составлен аннотированный список сосудистых растений, мохообразных и лишайников с точной привязкой к типу почвы и экологическим условиям формирования фитоценозов. Проведен отбор почвенных проб для выделения и идентификации микро- и мезофауны, принимающей участие в деструкции растительного опада в различных типах растительных сообществ, составляющих структуру растительного покрова пойменных террас. Выявлена связь основных параметров химического состояния аллювиальных почв с экологическими условиями почвообразования (температура, влажность, тип растительности). Показано, что в пойменных ландшафтах таежной зоны ведущим фактором формирования гумусного состояния почв и свойств гуминовых кислот является режим увлажнения, лимитирующий жизнедеятельность микро- и мезобиоты, участвующей в процессах минерализации и гумификации.

Тема: Изучение видового разнообразия, интродукция редких и исчезающих видов растений природной флоры России и сопредельных государств
(Отдел Ботанический сад. Науч. рук.: зав. отд., д.б.н., проф. В.П. Мишуров, с.н.с., к.с.-х.н. Волкова Г.А.)

Установлен высокий коэффициент размножения (равный в 2003 году 8-9) у редкого вида Алтая - А. altaicum Pall. Все изученные образцы этого вида, внесенного в Красную кгину, характеризуются высокой адаптивностью к условиям Севера. Анализ коллекционного фонда (более 1 тыс. таксонов) декоративных травянистых растений Ботанического сада по признаку устойчивости в природе показал, что среди всего многообразия интродуцентов 105 видов относятся к категории редких и исчезающих видов (Редкие …, 1983). Они включены в Красные книги СССР (Т. 2, 1984), РСФСР (1988), Республики Коми (1999) и других регионов. По географическому происхождению они относятся к следующим группам растений: среднеазиатские виды - 25 (в том числе 20 - луки, 5 - тюльпаны), дальневосточные виды - 12, кавказские и крымские виды - 19, сибирские виды - 30, виды природной флоры Республики Коми - 35. Следует отметить, что 16 сибирских видов одновременно являются редкими в природных флорах России и Республики Коми. Многие редкие виды, в частности среднеазиатские луки, имеют высокий коэффициент размножения (A. giganteum Regel - 19.0, A. altissimum Regel - 21.0, A. stipitatum Regel - 7.2) при выращивании на европейском Северо-Востоке и довольно крупные луковицы (у лука афлатунского средний размер луковицы в диаметре 8,1 см, в высоту - 8,3 см).

В коллекции дендрария находятся на изучении 7 древесных и 8 кустарниковых видов, относящихся к редким и исчезающим видам. Среди этих редких растений есть виды успешно произрастающие в новых условиях в течение длительного времени: сирень венгерская (Syringa josikaeae), тополь бальзамический (Populus balsamifera), ель Глена (Picea glehnii), кизильник блестящий (Cotoneaster lucidus), рябина гибридная (Sorbus x hybryda), курильский чай маньчжурский (Pentaphylloides mandshurica), жимолость Толмачева (Lonicera tolmatchevii). Другие редкие виды, например, береза Радде (Betula raddeana) достигла 200-240 см к четырехлетнему возрасту, в генеративный период не перешла, дуб красный (Quercus rubra) ежегодно успешно зимует, к пятому году жизни высота растений составляет в среднем 25 см, вейгела ранняя (Weigela praecox), находится в прегенеративном состоянии и достигает высоты 80 см, взрослые растения можжевельника казацкого (Juniperus sabina) не переходят в генеративный период.



Логотип - Начало - Общие сведения - Структура - Научная деятельность
Информационные ресурсы - Новости - Поиск по серверу - Карта сервера

поиск по серверу

3288 посещений с 29.03.2004
Последнее изменение 28.03.2004

(c) Institute of Biology, 1999