WIN - KOI - DOS - ISO - MAC - LAT



НАШ ДАЙДЖЕСТ

Дорогие коллеги — ученые жены и ученые мужи!

Вот мы и дотащились-доплелись до Нового тысячелетия, уставшие от груза собственных забот и проблем уходящего века (и пусть особо ученые мужи ждут еще один год) чтобы согласно их теориям это тысячелетие наступило). И вот уже совсем скоро в протоколе новогоднего застольного заседания нам придется написать 00.00.00. Время "ноль". Начало отсчета Нового времени! Каким оно будет, это Новое время? Где будет водиться семга — в дельте Рейна или дельте Печоры? Или нашим детям придется смотреть на нее через стекло аквариума на выставках экзотических животных, как они уже сейчас смотрят на осетра? К чему приведет всеобщая компьютеризация: к созданию компьютера-человека или человека-компьютера? И если любовь спасет мир, то я желаю всем нам в наступающем веке любви, добра, сострадания, взаимопомощи! Желаю, чтобы наши холодные ученые умы не охладили наши души! С Новым Годом! С Рождеством!

к.б.н. Л. Ковлер


МИР В 1000 ГОДУ

История существования человечества (вида Homo sapiens) составляет 10 тысяч лет. Это одно мгновение в масштабе существования Земли (4.5 млрд. лет). Но человек так стремительно изменяет облик планеты, что на пороге третьего тысячелетия невольно задумываешься о будущем. Волновали ли умы человечества подобные мысли на пороге второго тысячелетия? Большинство людей, живущих в то время, в том числе и в христианском мире, не могли отметить эту историческую дату просто потому, что вообще не вели календарь. В Европе только в монастырях при помощи солнечных и водяных часов вели счет времени, чтобы вовремя творить положенные молитвы. Календарь знали монахи, священники и писари при княжеских дворах; народу же загодя сообщали с церковной кафедры, каких именно святых нужно чтить в следующие дни. Новый год мог начинаться в сочельник или незадолго до Пасхи, а который это был год от "вочеловечения Господня", мало кого интересовало.

Новое летоисчисление было введено в 532 году, сменив то, которое велось от основания Рима. Римский монах Дионисий Малый в 525 году по заданию папы Римского вычислил год рождения Христа. Но, как теперь известно, в своих расчетах Дионисий ошибся — вероятно на шесть лет, а значит, те, кто хочет согласовать христианский календарь с исторической правдой, должны были отметить конец нашего тысячелетия еще в 1994 году.

В 1000 году в Западной Европе царила нищета. Цивилизованной она была лишь на юго-западе, где правили арабские халифы, да на юго-востоке, во владениях византийских императоров; остальная ее часть была "третьим миром". Народ жил в задымленных хибарах, построенных из глины или "из дерева и грязи". Дворяне жили в замках. Привычным представлениям о величественных замках эти каменные сооружения никак не соответствуют: в развалинах одного немецкого замка крепостная стена очерчивает четырехугольник всего 50 квадратных метров — размер современной квартиры. Справедливости ради надо заметить, что в этих тесных башнях было по несколько этажей. И тут, и там было темно, разгуливали сквозняки — оконные проемы закрывали деревянными щитами или досками, завешивали звериной кожей или промасленным льном; оконные стекла появились только в XII веке. Бумага в Европе была практически неизвестна, впрочем, большинство все равно не умело писать. Книги были лишь в монастырях и замках феодалов — монахи прилежно переписывали тексты, выводя на пергаменте слово за словом. Женщина подчинялась мужчине, ее считали существом второго сорта. Ели овсяную и ячменную кашу, хлеб, горох, чечевицу, огурцы, брюкву и тыкву. Охотиться крестьянам не разрешалось, это была привилегия землевладельцев. Мясо было только по праздникам. Так шла их жизнь, да и разве могло быть по-другому? Разве земля не была юдолью скорби? Бог создал на земле порядок раз и навсегда, и все надежды были обращены к истинной, вечной жизни, которая начнется в день второго пришествия Христа — день Страшного суда.

В католической Европе в это время самым большим городом был не Рим, а Венеция. Однако самые богатые города Европы лежали за пределами католического мира: это были прежде всего центры ислама — на Сицилии Палермо, в Испании Севилья и Кордова с ее дворцами и мечетями, резиденция халифов, центр искусств и наук, второй по величине город исламского мира. По величине и богатству Кордову в Европе превосходил только православный Константинополь. Император Константин в 330 году провозгласил столицей восточной Римской империи греческую крепость Византий и отстроил ее со всей роскошью. Один за другим возникали мраморные дворцы, триумфальные арки, фонтаны и аркады.

Столицей исламского мира к 1000 году был Багдад на Тигре, расположенный на пересечении караванных путей из Персии, Малой Азии, Египта и с аравийского полуострова. В IX веке Багдад стал, по всей видимости, самым большим городом на земле (затем его обогнал Анкгор). Багдадские богатей жили в сказочной роскоши — их дома окружали цветущие сады, во внутренних двориках били фонтаны, как некогда в Помпее. Фруктовый сад халифа занимал площадь в 30 гектаров, в городе были и парадные площади, и полторы тысячи общественных бань. Кроме того, Багдад был знаменит шелковыми и хлопчатобумажными мануфактурами, своими роскошными базарами, цветочным и птичьим рынками.

Но еще грандиозней, чем столицы ислама, были центры буддийского мира, прежде всего—Ангкор, Киото и Гуаньчжоу.

Столица кхмерского государства (на территории современной Камбоджи), Ангкор был основан в IX веке в двухстах километрах от побережья Индийского океана, вблизи караванного пути из Индии в Китай; уже тогда это были самые густонаселенные страны в мире. Согнав десятки тысяч рабов и тысячи рабочих слонов, кхмерские правители на пустом месте воздвигли свою резиденцию — город из храмов и дворцов. Три урожая риса в год — таков был плод строжайшей организации сельского хозяйства. Благодаря этому на тесном клочке земли удавалось прокормить огромное количество народа — около тысячного года население кхмерского государства составляло, видимо, миллион человек. История правителей Ангкора хорошо известна по многочисленным храмовым надписям. Для этого времени роль женщин в Ангкоре была беспрецедентна: они могли занимать важные места в государственном аппарате и наследование часто происходило по женской линии.

Японский Киото был превращен в императорскую резиденцию в VIII веке, а уже в IX столетии в нем было 500 000 жителей. Киото был знаменит прежде всего как центр поэзии и музыки, которым покровительствовал император. Поэтические состязания, сопровождавшиеся музыкой и танцами, были любимыми развлечениями двора; аристократы посылали друг другу письма на китайской бумаге, изощряясь в описаниях погоды и собственных душевных состояниях. Цвет, рисунок и качество бумаги подбирались в соответствии с оттенками настроения и степенью близости адресата.

Другим центром Восточной Азии, превосходившим даже Киото, был Гуаньчжоу — родина шелка, бумаги, фарфора. Расположенный на юго-восточном побережье Китая, этот город на протяжении тысячелетия оставался крупнейшим городом гигантской империи. Марко Поло рассказывает, что в 1278 году побывал в Гуаньчжоу и увидел там широкие проспекты, по которым ездили шестиместные экипажи; дома, окруженные парками; женщин, одетых в шелка и украшенных драгоценностями.

Если в Южной Азии и на Средиземноморском побережье города отстояли не слишком далеко друг от друга, то в остальных частях земного шара один город от другого отделяли тысячи километров. На юге Сахары, где кочевья берберов соприкасались с Черной Африкой, возник город Гана (не путать с современным государством Гана, расположенным южнее), центр торговли золотом. Для многих африканцев древняя Гана — это воплощение расцвета их культуры.

На полуострове Юкатан (на территории современной Мексики) пришедший с юга народ майя с VIII по XI века нашей эры построил великолепные города, например Ушмаль, город пирамид и дворцов. Майя достигли удивительных успехов в математике и астрономии. Однако ни колесо, ни железо не были им известны.

Северная Америка и Австралия в буквальном смысле слова продолжали жить в каменном веке — здесь не использовались никакие металлические орудия. Жильем служили хижины с крышей из звериных шкур или листвы и шатры наподобие юрты. А некоторые народы вовсе не знали крыши над головой. Многие народы не умели даже добывать огонь — как австралийцы или жители Огненной Земли. В большинстве областей "каменного века" люди вели кочевой образ жизни. В поисках новых охотничьих угодий, пастбищ и источников воды они по несколько раз в год меняли места стоянки, заново строили шалаши или юрты. Племена каменного века непрестанно пеклись об умерших предках и боялись их. Из мира мертвых приходило добро и зло. Они помогали или наказывали, их задабривали — приносили жертвы. Такое существование вели люди в кочевых племенах.

Там, где уже распространились мировые религии и цивилизация, жизнь была, конечно же, легче. Христианизация Европы проходила стремительно. В 988 году князь Киевский Владимир принял православие и сделал его государственной религией Киевской Руси. В результате этого исторического решения народы Восточной Европы присоединились к системе ценностей античного наследия.

Основы российского государства заложил в 862 году легендарный вождь датских викингов Рюрик Ютландский. Центром его державы были Ладога или Новгород. К началу XI века все население Руси, состоявшее из различных племен восточных славян, балтов, финно-угров, а также, по-видимому, тюрок-степняков, именовалось "русами".

Учитывая тогдашнюю мощь Византии, Владимир принял решение крестить Русь по греческому канону. Взяв в том же году в жены дочь византийского императора Анну, князь принял в Днепре крещение и православное имя Василий. На месте центрального святилища в Киеве в 994-996 годах была построена Успенская церковь. А вскоре был заложен фундамент величественной Софии. Ее плоские византийские купола венчали стены, сложенные из кирпича-плинфы. Издалека София и прочие храмы городов Подпепровья казались вкраплениями янтаря в безбрежном море белоснежных мазанок. Северные города — Новгород, Ладога, Псков — являли иную картину: стены храмов покрывались побелкой, ярко выделяясь на фоне бревенчатых построек. Немыслимо большое для скандинавов число городов и селений к 1000 году родило северное название Руси — Гардарика ("страна городов").

Однако вне бревенчатых городских стен сохранялись остатки прежних верований. По дремучим лесам еще бродили волхвы—языческие жрецы и пророки. В культуре Руси 1000 года причудливо переплелись традиции славянского, византийского и скандинавского искусства. Отношения между властью и народом определялись сводом предписаний, известным в письменном виде с начала XI века под названием "Русская Правда". Князь Владимир Святославович даже отменил смертную казнь, ссылаясь на боязнь гнева небесного. На землю Руси еще не пришли княжеские междоусобицы, сделавшие страну через два столетия легкой добычей татаро-монгольских орд. Некоторые историки были склонны считать Русь 1000 года своего рода "потерянным раем".

К тому времени влияние римско-католической церкви уже начало распространяться на восточную Европу. Так, герцогство Польское со столицей в Гнезно с 990 года формально подчинялось Папе. Однако все прибрежные области Балтийского моря оставались языческими. В IX веке на побережье почти всей Европы свирепствовали викинги — они грабили, разоряли, мучили, убивали. Потом в Европе появились мадьяры, на ближнем Востоке — турки, в Китае и индии — монголы. Разбойники и пираты были везде. А большая часть племен, продолжающих жить в каменном веке, находилась в состоянии вечной войны. Многие кочевники нападали на соседей, чтобы добыть рабов или скальпы, или просто из любви к войне. Охотники за головами свирепствовали в девственных лесах Эквадора, Новой Гвинеи, Борнео и Филиппин вплоть до семидесятых годов нашего столетия.

Разумеется, сегодняшнее человечество не живет в постоянном страхе набега соседнего племени, но нам тоже есть чего бояться — терроризма, преступности, не говоря уж о мировых войнах. Доля жаждущих и голодающих, зависимых и гонимых сейчас, конечно, ниже, чем тысячу лет назад, но, безусловно, больше стала их абсолютная численность, поскольку за это время население Земли выросло в 12 раз. И поэтому очень трудно ответить на вопрос, стало ли человечество, или хотя бы его большая часть, счастливее. С высоты нашего комфорта мы на все предыдущие эпохи смотрим сочувственно и "в силу своего глубокого и весьма комичного эгоцентризма" считаем счастливыми и похвальными лишь те периоды, которые похожи на наш. Так что наши суждения о счастье прошедших эпох стоят примерно столько же, сколько мысль "об идиллической жизни крестьян", возникающая при виде дымка, который вьется под вечер над далекой деревней. (GEO, 1999. Ns4, C.117-129)


ДРАКОН ИЛИ ЗМЕЙ-ГОРЫНЫЧ?

В 1897 г. палеонтолог О.Марш не без иронии написал: "Динозавры России, подобно змеям Ирландии замечательны только тем, что их не существует... ". Действительно, эффектных находок мезозойских ящеров на огромной территории восточной Европы и Северной Азии немного, причиной чему является своеобразие геологической истории этих земель. Однако на Чукотке, в Сибири и на юге Сахалина динозавров все-таки находили. А в 1998 году в одном подмосковном карьере были найдены кости небольших среднеюрских хищников. Так что в России объявились свои драконы.

Удивительно, что в фольклоре всех народов драконы имеют схожий облик — огромный "змей" с могучим чешуйчатым телом, длинным хвостом, острыми когтями и зубами и с мощными крыльями (не совсем как у птеродактилей, но похожими). Как возник этот образ, столь явственно напоминающий ископаемых ящеров? Как проникли представления о подобных чудовищах в сознание людей — как отголоски воспоминаний о животной стадии развития человека?.. Более вероятным, однако, кажется предположение, что "домыслить" образ драконов помогли кости и скелеты, которые люди находили в прежние времена.

В Китае еще три тысячелетия назад находки зубов динозавров служили доказательством того, что драконы действительно существовали. А начиная с III века нашей эры письменные источники прилежно фиксируют места, богатые "дракононосными" породами, — в древнекитайской медицине кости динозавров использовались для производства лечебных настоек.

В Монголии араты-скотоводы с глубокой древности знали об останках гигантских существ, выветренных или вымытых из осадочных пород у подножий скалистых хребтов в пустыне Гоби. В религиозных сказаниях они назывались "лууны яс" — "священные кости небесных драконов". Христианская же традиция знала этих чудищ "с самой плохой стороны"—от змия, пронзенного копьем Георгия Победоносца) до монстров, поверженных былинными богатырями и рыцарями из средневековых легенд.

Сегодня "кости драконов", похоже, стали символом, с помощью которого человечество пытается осознать свое место и роль в истории планеты (к счастью, на человеке не лежит ответственность за их вымирание). И особенно волнует нас загадка внезапного исчезновения динозавров — после безраздельного господства на протяжении 150 миллионов лет. Что явилось причиной их исчезновения? Столкновение с астероидом, изменение климата, экологические катастрофы, генетические нарушения? Вполне вероятно, что, ответив на этот вопрос, мы сможем предсказать и будущее homo sapiens как биологического вида...

Так, может, заглянем в будущее? Что сулит нам наступающий год Дракона? Этому "зверю", также как и людям, родившимся под этим знаком, свойственны прекрасное здоровье, энергия, иногда упрямство и резкость. Они честны, эмоциональны, решительны, на них можно положиться. Отличаются своеволием. Откровенны, их мнение всегда обосновано. Они способны, не любят занимать деньги и произносить речи. Склонны к мягкосердечию и часто позволяют взять верх над собой, но только ненадолго. Они быстро избавляются от своих заблуждений. Пользуются любовью окружающих.

В год Дракона родились такие известные люди, как: Г.М. Козубов, Л.Д. Материй, В.Б. Ларин, М.Н. Лютоева, А.Б. Захаров, Л.Г. Хохлова, И.И. Полетаева, Н.А. Моторина, Б.Ю. Тетерюк, И.А. Романова, Л.А. Ковлер, Л.И. Алексеева, С.О. Володина, Н.В. Горохова.

Так что есть надежда, что наступающий год принесет нам здоровье, успех и счастье!

(По материалам журнала GEO, 1999, № 3)



Логотип - Начало - Общие сведения - Структура - Научная деятельность
Информационные ресурсы - Новости - Поиск по серверу - Карта сервера

поиск по серверу

2887 посещений с 18.12.2001
Последнее изменение 16.12.2001

(c) Institute of Biology, 1999