WIN - KOI - DOS - ISO - MAC - LAT



ТВОРЧЕСТВО КАК ТОЧНАЯ НАУКА

Можно ли изобретать по правилам? Можно ли научить человека делать изобретения? Можно ли, наконец, вообще творческий процесс сделать управляемым, планируемым? Этими вопросами задался в 1943-1945 гг. молодой бакинский инженер Г.С. Альтшуллер. Так было положено начало ТРИЗ — теории решения изобретательских задач — одной из ведущих технологи и творчества в мире.

Прошло 40-50 лет. Одна из первых задач, решенных ведущими ТРИЗовцами Союза для зарубежных фирм, относилась к лесозаготовительным предприятиям Финляндии (1988-1990 гг.) Задача заключалась в отделении коры от древесины для тонкомера (отходов лесозаготовок — веток, верхушек деревьев). Древесину тонкомера планировалось использовать для получения строительных материалов. Эту задачу не могли решить ни ведущие инженеры фирмы, ни консультанты фирмы из Канады, Германии, Англии и др. За десять лет к решению этой задачи были привлечены очень крупные исследовательские силы, затрачены большие средства. Все предлагаемые решения были сложными, трудоемкими и не устраивали фирму-заказчика. С.М.Литвин и В.М.Герасимов из Ленинграда решили эту задачу с помощью ТРИЗ в течение месяца. Ими было предложено использовать конусно-инерционную дробилку из отрасли горной техники и внести в ее конструкцию некоторые изменения. Опытные испытания показали 98%-ную степень отделения коры от тонкомера. Был получен первый патент совместно с зарубежной фирмой. Так западный промышленный мир впервые познакомился с российским интеллектуальным продуктом.

В 1999 г. (в июле) в Петрозаводске состоялся учредительный съезд Международной Ассоциации ТРИЗ, в которую вошли региональные ассоциации России, Франции, США, Израиля, Финляндии и др. Несколько лет в США начал работу Институт ТРИЗ (после смерти основателя ТРИЗ он переименован в Институт им. Г.С. Альтшуллера). Ведущие фирмы США (Дженерал Моторс, Кодак, Дженерал Электрик, Моторолла и др.) приглашают разработчиков из России решать свои нерешаемые задачи. А начиналось все в далеком 1943 г. так... Генрих Альтшуллер надолго "засел" в патентную библиотеку и из формул изобретений начал выписывать способы, которыми были получены изобретения. К его великому удивлению многие изобретательские задачи, на которые были получены патенты, были решены одинаковым способом. И это в разных областях техники! Он начал систематическое изучение патентного фонда и "выуживание" из него способов решения задач. Способов оказалось не так уж и много — менее 40. Это были такие приемы, как дробление, объединение, матрешки, обращение вреда в пользу, копирование, замена механической системы и др. Альтшуллер попытался применить эти способы-приемы к своим задачам, и эти задачи начали легко решаться. Таким образом, вместо тысяч и десятков тысяч случайных проб надо было сделать 100-300 шагов, и задача решалась. Опыт многих поколений изобретателей как будто позволял теперь продвигаться к решению задачи семимильными шагами, как в сапогах-скороходах. Так был создан первый рабочий инструмент ТРИЗ — приемы устранения технических противоречий. Окрыленный Альтшуллер в 1945 г. пишет очень уважительное письмо Сталину о том, что у нас в СССР изобретать не умеют, и что он—Альтшуллер знает, как это делать. В 1946 году он уже был в Бутырке, а затем -- Воркуталаг. Вспоминая время, проведенное в предварительном заключении, он рассказывал о то, что приемы помогали ему и в тюрьме. Одно время ему не давали спать по решению следователей. Как только он засыпал, охранник заходил в камеру и будил его. Помогли приемы. Противоречие заключалось в том, что нужно было спать, чтобы выжить и нельзя было спать по настоянию следователей. Помог прием копирования. Альтшуллер нарисовал на папиросной бумаге открытые глаза и приклеил их себе на закрытые веки. Противоречие было преодолено — он спал (для себя) и не спал для охранника, который видел его сидящим с широко открытыми газами.

1955-1985 гг. К разработке ТРИЗ в России подключается очень много талантливых инженеров, научных сотрудников, специалистов из разных областей техники.В ТРИЗ разработаны такие понятия и технологии как "Законы развития технических систем", "Ресурсы", "Идеальный конечный результат", "Системный оператор", "Стандарты", АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) — программный продукт, "Изобретающая машина", ТРТЛ (теория развития творческой личности) и др. ТРИЗ начинают преподавать во многих крупных городах Советского Союза.

1985-1990 гг. ТРИЗ перешагнула границы России и заняла ведущее место в ряду современных технологий получения творческого продукта (таких, как метод фокальных объектов, морфологический ящик, мозговой штурм, синектика и др.). Западные специалисты увидели, что интеллектуальный продукт из России не в разы, а на порядки эффективней их технологий творчества. (Фирма "Моторолла" в последние годы, например, закупает "Изобретающую машину" примерно за 700 000$ США и заключает контракт на обучение ТРИЗ около тысячи своих специалистов).

1990 г. Предприняты попытки использовать технологии и подходы ТРИЗ в педагогике, журналистике, рекламе, бизнесе, банковском деле и др. Они оказались успешными и сейчас это самостоятельные направления в ТРИЗ.

В Сыктывкаре. Первый обучающий семинар по ТРИЗ состоялся в 1989 г. С 1990 г. в Республиканском центре дополнительного образования учащихся создан и работает отдел ТРИЗ, который занимается преподаванием ТРИЗ в школах города и внедрением ТРИЗ в детские дошкольные учреждения. Зав. отделом до 1997 г. был Л.И.Байкин, сейчас — А.Н.Фотин. Из Института биологии ТРИЗ занимались В.В.Пунегов и В.Г.Лукша. С 1994 г. в работе отдела ТРИЗ активное участие принимает член Союза писателей России Т.Н.Ломбина. Ею написана для дошкольников (5-6 лет) книга "Читайка" на основе ТРИЗ и РТМ (развитие творческого мышления). За годы изучения и работы в ТРИЗ нами решен ряд задач, сформирован ряд идей, которые могут представлять значительный практический интерес.

В заключение хочу отметить следующее. Все изобретения можно условно разбить на пять уровней. Первый уровень связан с незначительными изменениями в системе, пятый—это пионерные изобретения (лазер, радио, телефон и т.д.). ТРИЗ сегодня позволяет делать изобретения третьего-четвертого уровня. Ведущие разработчики ТРИЗ понимают, что самые важные изобретения — это изобретения пятого уровня, которые являются собственно открытиями. Представляется, что такие изобретения можно делать при совмещении глубоких профессиональных знаний в определенной области науки, великолепного владения ТРИЗ, а также при активной и систематической работе в пограничных областях знаний.

к.х.н. В.Лукша



Логотип - Начало - Общие сведения - Структура - Научная деятельность
Информационные ресурсы - Новости - Поиск по серверу - Карта сервера

поиск по серверу

3443 посещений с 18.12.2001
Последнее изменение 15.12.2001

(c) Institute of Biology, 1999