WIN - KOI - DOS - ISO - MAC - LAT



ХРОНИКА ОДНОГО ПЕРЕХОДА, ИЛИ КАК ДОБРАТЬСЯ ДО РОГОВОЙ

Наконец-то!!!

Мы едем на Большую Роговую. В памяти сотрудников лаборатории экологии животных еще живы легенды о том, как зоологов забрасывали в район Роговой вертолетом с тоннами груза (за государственный счет). Но золотой век сгинул, и в наше время, не располагая внебюджетными средствами, о вертолете ("не роскошь, а средство передвижения...") приходится лишь мечтать. Даже гранта, полученного Сергеем Кочановым от Союза охраны птиц России на исследование популяции кречета, хватило лишь на оплату вездеходов. Ладно, бывает и хуже,

Выезд пришлось отложить на неделю из-за аномально поздней весны, хотя для Заполярья подобные "аномалии" — дело обычное. Мы планировали отправиться в Воркуту еще в начале июня, чтобы застать период высокой воды. В Сыктывкаре - +20° некоторые уже загорают, а в тундре лед на реках такой, что выдерживает тяжесть вездехода. Обстановка начала приобретать несколько нервозный характер (а как же иначе, когда целую неделю в буквальном смысле сидим на чемоданах). Но погода наладилась, установился южный ветер, лед пошел. Можно ехать.

День первый. Позади все предэкспедиционные хлопоты, закупка продуктов и материалов. Выехали из Воркуты в середине дня на двух вездеходах — ГТТ и ГАЗ-71. С нами воркутинский охотинспектор В. Королев и орнитолог-москвич В. Морозов. Если все обойдется, то будем на месте через сутки.

Весна в тундре еще только вступает в свои права — листья на карликовых березках и ивах еще не распустились, только сережки роняют пыльцу. Кое-где по берегам рек и озер огромные пласты не растаявшего снега.

Оказывается, ездить на вездеходе—дело довольно муторное. Периодически то одна, то другая машина "разувается" - слетает гусеница.. Второй вездеход тоже останавливается) и водители бегут к пострадавшему с тросами и кувалдами. За время починки успеваем вскипятить чайник на паяльной лампе; небольшой перекур и поход продолжается. Впрочем, остановок хватает и без поломок: то ГТТ отстал — надо подождать, то ручей успешно переплыли — надо отметить...

Миновали озеро Большой Харбей. Останавливаемся перед первой серьезной водной преградой — р. Сейдой. Вода еще довольно высокая, течение быстрое. Изредка проплывают льдины.

После краткого "консилиума" решено первым пустить ГАЗ-71, затем за него зацепят тросом ГТТ (на воде он почти неуправляем). Женщин (меня и Наташу Зинкевич) переправляют на резиновой лодке. Остальные забираются наверх.

Переправа прошла успешно (С. Кочанов даже запечатлел это волнующее зрелище на видеопленке). Другому вездеходу ГАЗ-71, шедшему в лагерь буровиков на Сейду), который переплывал реку перед нами, повезло меньше —потерял в воде гусеницу. Поиски с помощью "кошки", сваренной из трех ломов, ни к чему не привели.

Но и наша радость была преждевременной. ГТТ, выбравшись из реки и проехав по берегу метров 10, замирает - полетела звездочка. Запасной ни у кого нет. Время уже позднее, устраиваемся на ночлег в вездеходах.

Погода: пасмурно, резкий северный ветер, изредка моросящий дождь.

День второй. Утро. Пассажирские салоны наших вездеходов не обременены излишествами вроде печек; выбираемся, скрюченные и посиневшие от холода. После завтрака ГАЗ-71 уезжает в Воркуту за запасной звездочкой. На берегу Сеиды остаемся мы с неподвижным ГТТ и нашими "товарищами по несчастью" (их не покидает надежда отыскать на дне реки лопнувшую гусеницу).

Сколько нам тут еще сидеть, неизвестно. Перспектива провести еще одну ночь в промерзшем кузове вездехода не из приятных, поэтому решили поставить палатку. Немало времени потратили на поиски подходящих кольев—долго искали хороший ивняк. Но вот палатка поставлена, разложены спальники, топится печка, на примусе греется чайник. Что еще нужно для счастья? Словом, эту ночь мы провели в комфортных условиях.

Смущает только одно — до Роговой еще ехать и ехать, а наши запасы продуктов, рассчитанные на три недели, уже понесли серьезный урон. Чай, сахар и крупа убывают прямо катастрофически. Это наводит на невеселые размышления.

День третий. Утром вернулся из Воркуты ГАЗ-71 с запасной звездочкой, ГТТ отремонтирован, и мы снова двигаемся в путь. Немного жаль снимать палатку, уже как-то обжитую и уютную. Но ничего не попишешь, нужно ехать. Снова тянется бесконечная тундра, лязгают гусеницы, летит из-под траков мокрая глина. Делаем краткую остановку на берегу протока Сеттейтывис. На этот раз вездеходчики решают не использовать трос — Сеттейтывис гораздо уже Сеиды, течение вроде бы медленнее. Прорвемся, мол.

ГАЗ-71 сорвался с места внезапно, мы еле успели захлопнуть дверцу, как уже почувствовали, что плывем. Секунда, другая - и под гусеницами снова твердый берег. "На прощание" нам все-таки успевает немного плеснуть в корму.

Выглядываем из вездехода. ГТТ куда-то исчез, зато у берега на воде плавает наша лодка. Сорвало ее, что ли? И тут становится ясно, что лодка-то на месте... То есть на крыше у ГТТ. А сам он под водой. Все. Приехали. ЭТО уже надолго... В этом вездеходе находилось почти ВСЕ: спальники, палатка, мотор "Вихрь" с бочкой бензина, аптечка, научное оборудование, теплые вещи, картошка... Вездеходчики уже выплыли, дрожат на берегу, как матросы с "Титаника". Один даже в тельняшке. Мы разожгли костер и некоторое время пытались достать, что только можно, через открытые люки, но удалось вытащить немногое (в основном вещи вездеходчиков, находившиеся в кабине). В. Морозов сказал, что ждать у моря погоды незачем, взял рюкзак и пошел до Роговой своим ходом.

Положение серьезное: близится ночь, вокруг холодная тундра с пронизывающим ветром, ни палатки, ни спальников, ни теплых вещей. Примус и тот утонул. Но нам продолжает везти — неподалеку от злосчастной переправы, на берегу озера Нерусовей-то, есть изба с нарами и (самое главное!) печкой. Садимся в уцелевший ГАЗ-71 добираемся на нем до избы и устраиваемся на ночлег.

День четвертый. ГАЗ-71 ушел за помощью в Воркуту. Мы же остались на озере. Вездеходчики оставили нам дрова, примус, топор и паяльную лампу. Для экономии продуктов поставили сетку— в озере ловится рыба, это слегка утешает.

День пятый. Вечером (правильнее — ночью, но трудно говорить "ночь", когда солнце не заходит) услышали слабый шум двигателей. Некоторое время спустя на горизонте показывается целая кавалькада из пяти вездеходов (на крыше у каждого толпа зевак, человек по семь), возглавляет ее военная машина МТЛБ. Ну, вот и дождались.

Происходившее потом напоминало небольшое танковое сражение, в результате которого злополучный "Титаник" вытащили из воды. Во что превратились вещи (особенно спальные мешки), лучше и не вспоминать. Все было до последней нитки пропитано водой и основательно испачкано в мазуте. Некоторые же мелкие предметы (топор, ЗИП от примуса) исчезли вообще.

Весь остаток ночи мы раскидывали по окружающим кустам все, подлежащее просушке, а мелочь вроде патронов и медикаментов раскладывали просто на земле, подложив газеты. Вездеходы (все пять) расположились табором вокруг избы.

День шестой. Продолжаем сушить вещи. Хорошо, что погода пока балует нас — солнце, безоблачно, сильный ветер.

Особое внимание уделяем мотору. Если он не переживет суточного пребывания в воде, нам останется только возвращаться в Воркуту. Но все обошлось, после тщательной просушки и переборки наш "Вихрь" заработал. Посовещавшись, мы приняли решение не ждать ремонта вездехода, а добраться до нужного места по Сеттейтывису (он впадает в Роговую), благо вода высокая и плыть будем вниз по течению. Если бы мы знали, на что идем...

День седьмой. С утра — сборы, подготовка мотора, погрузка вещей в лодку. Отправляемся часа в два дня. Лодка, загруженная по максимуму (чего стоят спальники, так до конца и не просохшие, и 200-килограммовая бочка с бензином!), осела "ниже ватерлинии". Но тихонечко, на малом газу плыть можно, не опасаясь, что лодку зальет.

Через двадцать минут после отплытия — первый неприятный сюрприз: мотор скрежетнул по дну реки винтом и заглох. Перекат! Вот уж чего не ждали на равнинной-то реке. Дальше перекаты пошли регулярно, один за другим. Пришлось нам с Наташей Зинкевич высадиться и идти вдоль берега, срезая петли. Сеттейтывис очень извилистый, коренной берег высокий, покрытый ерником. Ивняк, росший в распадках между холмами и у самой реки, достигал иногда метров двух в высоту, и продираться через такие заросли было нелегко. Мужчинам же пришлось гораздо тяжелее — лодку кое-где тащили на веревках, а в местах с наиболее сильным течением, на перекатах, веревки привязывали к кустам и затем потихоньку стравливали.

Совершенно вымотавшись, сделали привал на несколько часов. Сил хватило лишь на то, чтобы раскочегарить примус (которому купание пошло явно не на пользу), согреть чайник, поесть и кое-как надуть матрацы. Мы раскидали их прямо под открытым небом, среди невысокого кустарника, и сразу же vотключилисьv. Несколько часов сна, загружаемся в лодку — и... "вечный бой, покой нам только снится". Незаметно наступает...

День восьмой. Поход продолжается. Наконец, где-то к середине дня минуем долгожданный "каньон" — в этой точке река становится значительно глубже. Дальше можно идти на моторе, — с несказанным облегчением забираемся в лодку. "Каньон" представляет собой высокий обрывистый берег. На вершине — кладбище ненцев-оленеводов. Давно оставив его позади, мы еще очень долго могли видеть гору с крошечными деревянными крестиками — то справа, то слева от нас: так сильно петляет река.

Ближе к полуночи Сеттейтывис стал заметно глубже (хотя риск напороться на мель, не зная фарватера, присутствовал постоянно). Чувствовалось приближение большой реки. Изменились и берега — высокие и каменистые у истока Сеттея, теперь они стали пологими, топкими. Ивняк, густо росший у воды, был метра на два в высоту выпачкан илом и грязью, в ветвях виднелся многочисленный мусор, застрявший там во время разлива. Высокую воду мы уже пропустили...

И вот наступил долгожданный момент. Поворот — и наша лодка уже плывет в водах Большой Роговой! Совсем рядом, низко над водой пролетела пара лебедей, показавшихся невероятно большими и ярко-розовыми от света поднимающегося солнца. Наверное, их спугнул шум мотора. Больше так близко мы не видели лебедей ни разу, хотя потом не раз слышали их голоса, доносившиеся с ближайшего озера.

Можно было бы еще долго рассказывать, как шла работа в поле, как мы выбирались обратно из мест, в которые с таким трудом попали... Но это уже совсем другая история.

Н. Быховец



Логотип - Начало - Общие сведения - Структура - Научная деятельность
Информационные ресурсы - Новости - Поиск по серверу - Карта сервера

поиск по серверу

2760 посещений с 13.12.2001
Последнее изменение 12.12.2001

(c) Institute of Biology, 1999