WIN - KOI - DOS - ISO - MAC - LAT



ВЕСТИ С ПОЛЕЙ

НЕ БОЛИТ ГОЛОВА У...

Вот и подошло к концу короткое северное лето. Еще месяц - другой, и закончатся наши экспедиционные работы. Завершатся поездки по территории Республики Коми, будет собран богатый полевой "урожай", который необходимо "доводить до ума" долгими зимними месяцами.

У кого-то урожай, у кого-то улов, а у начальников отрядов - крутая головная боль. Не знаю, как у других, а у меня было несколько причин для этих "болей".

Во-первых, как прокормить на 22 рубля полевого довольствия своих подопечных, если банка тушенки стоит 17-20 руб., рыбных консервов - 9-11 руб., а хлеб в августе "зашкаливал" за 5 руб. Хорошо, когда в отряде одни женщины, да к тому же желающие после зимней "углеводной" диеты посидеть на сухарях с чаем, дабы без ущерба для себя сбросить лишние килограммы. А если в отряде молодые "растущие" организмы мужского пола, у которых на свежем воздухе, да после копания разрезов, да после многокилометровых "прогулок" в маршруте, аппетит не то что бы тройной, а просто зверский?? Которые готовы съесть не только банку тушенки, но и тебя вместе с этой банкой в придачу. Да еще, как назло, лето неурожайное на грибы оказалось, "подножного корма" практически не было, сидели только на покупном. Вот и стоял "стон" по отрядам! Начальники мучилась проблемой, чем накормить, "голодные" полевики - где бы поесть!

Во-вторых, как экипировать разнокалиберный отряд (размер обуви от 35 до 45) в сапоги единого "стандартного" размера (40), выданные по весне со склада? Опять же, хорошо иметь в отряде терпеливых женщин, они и в сороковом выйдут в поле, ворчать не будут. Ну и что с того, что нога в таком сапоге, как чайная ложечка в стакане, болтается, ну и пусть они (сапоги) бьют по пяткам и хлюпают, ну и пусть в таких сапогах тяжело брести, зато мы в САПОГАХ, и это уже радует! Только вот эти странные мужики почему-то возмущаются: свою "45-ю лапу" не могут втиснуть в изящный сапожок сорокового размера и третируют начальника отряда своими "претензиями".

В-третьих, что делать, если только что выданный свеженький рюкзачок, на котором еще и "и муха не сидела", без зазрения совести рвется на самом "интересном" месте (за несколько километров до базы) под тяжестью почвенных образцов. Вот и раскидываешь мозгами, то ли бежать за новыми рюкзаками (а где они?), то ли проклинать администрацию Института за купленное по дешевке "барахло". Аналогичная история с сапогами и лопатами! Вы ни поверите, но я свою лопату, полученную в 92-м году берегу как зеницу ока! Сколько с ней проезжено, сколько разрезов выкопано - и хоть бы раз подвела! - не сломалась. Видимо, доперестроечного качества досталась. Но ведь и она не вечна, придет и ее, миленькой, черед. И что тогда? Из 5 лопат, полученных в прошлом году на отряд, две сломались в первый же сезон. А что такое почвовед без лопаты? То же, что и солдат без ружья! Вот и встает закономерный вопрос, а стоит ли такое барахло покупать? Не пора ли вспомнить мудрую поговорку: "скупой платит дважды!"? Пусть будет куплено экспедиционное снаряжение подороже, но зато оно будет не одноразового использования.

В четвертых, и лично для меня самое больное - бензин. До сих пор не могу понять, почему выезжая в экспедицию, я, как начальник отряда, должна думать не только о том, как выполнить программу исследований, но и том, чтобы не израсходовать бензина сверх установленных нормативов? Почему за это должна болеть моя голова, а не голова шофера? Почему я в течение всей поездки должна постоянно рассчитывать сколько мы проехали, сколько бензина израсходовали, сколько заправили, сколько надо дозаправить? Или по мнению администрации Института, у начальников отряда мало других проблем? При этом мы совершенно не учитываем экономию горючего, которая всегда есть, особенно в длительных маршрутах, и списываем бензин в соответствии с нормами. А почему нельзя ввести систему премирования водителей за экономию бензина и соответственно личную его ответственность за расход бензина? Тогда у начальника отряда одной головной болью будет меньше, не придется с калькулятором в руках доказывать шоферу, что он не прав, требуя заправить машину; что у него, в соответствии с показаниями спидометра, еще должен быть бензин. А может нет? Ведь я совершенно не разбираюсь в том, сколько расходуется бензина на бездорожье? на холостом ходу? при буксовании? Да и почему я должна в этом разбираться? Есть шофер - это его работа! Это его прямая обязанность! А моя обязанность - собрать полевой материал, первичную научную продукцию.

А может быть я не права, и у нас начальник отряда должен быть "и жнец, и швец, и на дудке игрец"? Тогда давайте я закончу шоферские курсы и буду сама водить машину, а также сама ее ремонтировать, а также сама изготавливать выходящие из строя детали (потому что покупать новые - денег нет), а также...

Тогда уж лучше перейти в новое качество: буду не научным сотрудником Института биологии, а, скажем, шофером гаража Коми НЦ? И все мои "головные боли" как рукой снимет!

к.б.н. Е.Лаптева



Логотип - Начало - Общие сведения - Структура - Научная деятельность
Информационные ресурсы - Новости - Поиск по серверу - Карта сервера

поиск по серверу

2645 посещений с 31.12.2001
Последнее изменение 22.12.2001

(c) Institute of Biology, 1999