К МЕТОДИКЕ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОЛОГИИ И СОСТАВЛЕНИЯ ФЕНОСПЕКТРОВ ДЕКОРАТИВНЫХ ОДНОЛЕТНИКОВ Фенологические наблюдения — наиболее распространенный метод изучения биогеографических явлений. В зависимости от области применения фенология выполняет различные задачи. Интродукционная фенология, особенно широко применяемая в ботанических садах, дает материал о степени соответствия интродуцентановым условиям среды (3айцев,1978). Виды проходят соответствующую фенофазу в свой оптимальный срок, который для каждого отдельного вида всегда представляет собой компромисс между наследственными задатками и теми условиями, в которых вид произрастает, и которые может предоставить данный сезон в определенной местности. То есть, изучение фенологии может быть средством к отысканию зависимостей между развитием растений и факторов, обусловливающих это развитие (Титов, 1913). Таким образом, интродукционная фенология на основе фиксации фенодат при визуальном наблюдении помогает оценить приспособляемость видов и сортов к условиям обитания, а также определяет возможность планомерного использования растений в декоративном садоводстве. При подборе растений для ландшафтно-архитектурных композиций стремятся создать эффект непрерывности цветения в данной озеленительной группировке таким образом, чтобы в любое время вегетации в ней всегда были бы цветущие растения (Зайцев, 1978). Большое значение фенологические наблюдения имеют при озеленении населенных пунктов, позволяя осуществлять подбор насаждений, цветущих возможно более продолжительное время (Руденко, 1957). Главная цель большинства опытов по интродукции растений — определение возможностей приспособления растений к новым экологическим условиям и выявление способов этого приспособления. Одна из основных линий приспособлений растений к условиям сезонного климата соответствующий ритмический ход биологических процессов. Наиболее наглядным и общим выражением сезонной ритмики служит и смена отдельных фенологических фаз. Под фенологическими фазами мы понимаем изменение сроков и продолжительности прохождения фаз развития в направлении приспособления к новым условиям, что является одним из показателей адаптации (Карписонова, 1972). Единая методологическая база значительно облегчает работу исследователя. При этом следует учитывать, что даже одни и те же характеристики при изучении разных групп растений могут отлично фиксироваться, что связано как со спецификой объекта исследования, так и с целями и задачами, поставленными в ходе конкретного эксперимента. Кроме того существует специфичность подхода к интродукции цветочно-декоративных растений, связанная с учетом сроков цветения при создании коллекций (Манкевич, Бурова, 1986). На сегодняшний момент методологическая база по изучению декоративных однолетников сильно разобщена, и нет каких-либо унифицированных методик, которые можно было бы использовать при анализе и оценке коллекций однолетников. Зачастую используются наработки по фенологическим замерам и составлению спектров для лекарственных, кормовых растений, а также составленные для ценотических и популяционных описаний. Разные исследователи используют различные методики, что в дальнейшем делает невозможным проведение сравнительного анализа. Г.Н.Зайцев (1978) отмечает, что фенонаблюдения не унифицированы по своему содержанию и форме, что закрывает пути к биогеографическим исследованиям. Зональное сравнение также невозможно без единой методики, острая потребность в которой ощущается при изучении декоративных растений, привлеченных из районов и центров происхождения с более благоприятными условиями. Многие из этих видов находятся в экстремальных условиях возделывания, Большим плюсом единой методики является факт, что анализируя результаты исследований в других географических зонах, с отличающимися климатическими условиями, можно более успешно и быстро сформировать перечень перспективных растений, исключить заведомо неперспективные виды и сорта, провести зональный сравнительный анализ по срокам прохождения основных фенологических фаз развития, корректировать сроки посева и даже использовать всевозможные агротехнические приемы при возделывании растений. То есть, при сравнительном анализе результатов по разработке ассортимента, полученных в других географических пунктах, можно прогнозировать успешность интродукции этих растений в районе исследования. В силу специфики объекта изучения существующие методики не подходят для изучения растений, требующих рассадного способа выращивания, так как абсолютное большинство декоративных однолетников не проявляет в полной мере декоративных качеств при непосредственном посеве в открытый грунт. В методических пособиях данный этап жизни не фиксируется, не отражается при построении феноспектров. В свою очередь, сроки посева, количество и даты пикировок, могут существенно влиять на прохождение фенофаз и дальнейшее развитие растений. Следует также учесть, что при изучении коллекций однолетников существует необходимость обобщения материала по большому количеству видов и сортов, особенно при разработке ассортимента пригодных для использования в озеленении однолетников, что делает работу исследователя трудоемкой, и следовательно, малоэффективной. Исходя из этих аргументов, при работе с такими коллекциями должна использоваться методика, отвечающая ряду следующих требований: — четкое определение фаз развития, а также признаков, определяющих их наступление и окончание; — наглядность и простота отображения сроков прохождения основных фаз развития; — возможность свободного сопоставления феноспектров видов и сортов, изучаемых в разных климатических зонах; — доступность и простота восприятия при изучении и демонстрации фенологии этих растений; — компактность и вместе с тем емкость отображения максимума сведений при построении феноспектров по значительному количеству видов и сортов однолетников; — возможность пополнения (насыщения) феноспектров дополнительным объемом данных (например, влияние стандартных подкормок) (Манкевич и др., 1986), также открытость для включения ряда характеристик, специфичных для декоративных однолетников; — возможность статистической и математической обработки при работе с феноспектрами. Как было указано выше, изучение коллекций однолетних декоративных растений весьма специфично. При подборе методики фенологических замеров и отображения ритма развития однолетних растений появились некоторые трудности. При подобного рода исследованиях необходимо четко представлять объем и значимость тех или иных характеристик, которые необходимы в исследовании в плане возможности оценки перспективности декоративных однолетников для использования в озеленении и разработки ассортимента наиболее перспективных из них. Например, период наивысшей декоративности большинства декоративных растений совпадает с периодом массового цветения (Рубцова, Хуторная, 1968). Следовательно, при оценке этой группы растений необходимо особое внимание уделить прохождению именно этой фазы развития, т.е. важно оценить значимость отдельных фаз и их взаимообусловленность (Карписонова, 1972) и проводить наблюдения с различной степенью детализации (Доспехов, 1968). Учитывая необходимость рассадного способа выращивания большинства декоративных однолетников, в фенологическом развитии важно отмечать такие характеристики, как сроки посева (Волкова» 1991;Скроцкий, 1999), период—посев-всходы, сроки пикировок, календарные сроки высадки растений в открытый грунт, наличие стандартных подкормок, стрижки и т.д. При построении феноспектров этот этап жизни растения не учитывается, но эти характеристики влияют на прохождение фаз развития весьма существенно. Особое внимание следует обращать на установление начала и окончания той или иной фазы. В ряде методик можно отметить различные подходы к данному вопросу. Например, Г.Н .Зайцев (1978) предлагает фиксацию следующих фенофаз и их проявлений: — Начало отрастания — дата появления проростков; — Начало цветения — дата появления первых цветков; — Конец цветения — дата окончания цветения, т.е. опадание околоцветников у последних цветков; — Созревание семян — дата созревания большинства семян растений. В данном случае сам процесс цветения подробно не описывается, что однако весьма важно сделать при анализе биологии цветения однолетников, хотя появление первых цветков может отражать биолого-физиологические возможности генотипа и степень пластичности, но зачастую весьма далеко отстоит от фазы массового цветения, что, например, можно наблюдать у сортов Lobelia erinus, Thymophylla tenuiloba и др. По Б.А. Доспехову (1968) начало фазы отмечают, когда 5-10 % растений вступило в нее, и полную фазу, когда она наблюдается у 50-75% растений. У Г.Э. Шульца (1981), соответственно, 5-10% в начале фазы и массовое наступление фазы — 40-50%. По другим методикам началом фазы считается наступление ее у 5-10% учетных растений, массовое наступление фазы определяется наступлением ее у 75-80% учетных растений (Методика первичного..., 1970; Методические указания..., 1972; Изучение коллекции бархатцев, 1979; Изучение коллекции петунии, 1983). На основании всего предложенного материала было бы целесообразнее отметить три стадии проявления фенофаз: — начало фазы — с момента распускания первого цветка до 5-10% вступления растений в эту фазу; — массовое проявление фазы — от начала фазы до проявления признаков фазы у 75-80% растений; — и полное проявление — с момента преодоления рубежа массовой фазы с интенсивным проявлением этой фазы у растений. Соответственно будет происходить и фиксация ослабления фазы и ее окончания. При фиксации данных удобно пользоваться шкалой для общей глазомерной оценки урожая и интенсивности цветения Каппера-Формозова (Сезонное развитие природы, 1963; Шульц, 1981). В плане построения феноспектров существует множество методических рекомендаций, имеющих свои преимущества и недостатки. Были проанализированы методики И.Г.Серебрякова; В.А.Нечитайло, 1973; И.Н.Бейдеман ( 1974); А.П.Шенникова (1974); Г.Гамса, В.Д.Александровой (по Бейдеман, 1974). Наиболее удачной представляется методика, предложенная А.У.Деникером ( 1947). Этот метод, как справедливо подчеркивает И.Н. Бейдеман (1974), представляет интерес для построения феноспектров при изучении фенологии отдельных видов растений (Бейдеман, 1974), что при исследованиях однолетников весьма полезно. Асп. Б.Скроцкий
Логотип -
Начало -
Общие
сведения -
Структура -
Научная деятельность 3172 посещений с 18.12.2001 |