ЗАПИСИ ИЗ ПОЛЕВОГО ДНЕВНИКА ВЕСЕННЯЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
ПО ПРОЕКТУ TUNDRA 1999 ГОДА: ПОДУСИНСКОМ (5-10 АПРЕЛЯ)
Прекрасным московским апрельским утром, с многообещающей температурой +5°С семеро исследователей, работающих в проекте TUNDRA (Сейя, Минна, Юха и Питер из финских университетов, а также Тони, Питер и Надя из университетов Великобритании) собрались в аэропорту Шереметьево, чтобы отправиться в далёкий город Усинск. После коротких и успешных переговоров с одним из носильщиков, огромный багаж был погружен в самолёт без особых препирательств. Примерно через два часа приятного полёта Василий и Борис встретили нас в аэропорту Усинска. В отличие от Москвы, Усинск оказался полностью покрытым снегом и не подающим никаких признаков наступающей весны. Этот небольшой город был построен в середине 60-х, вслед за открытием нефти. Сначала на берегу реки Усы вырос маленький поселок с почти итальянским названием Парма, приютивший геологов и инженеров-нефтяников. Примерно в 1967-68 гг. Усинск начал разрастаться в сторону от реки. Очевидно, нефтяной бизнес в Усинске по-прежнему процветает, судя по количеству магазинов на душу населения—наверное, большем, чем где-либо ещё в России. Все местные жители одеты исключительно в норковые и песцовые шубы и шапки, отражающие как достаток их обладателей, так и суровость климата. В день нашего прибытия в Усинск прогноз погоды был не особенно обнадёживающим, ожидались метели и похолодание. Погода и вправду испортилась, так что третий день работы нам пришлось пропустить. В поле представители разных стран старались держаться вместе. Финская группа в составе Сейи, Минны и Юхи занималась сбором образцов донных отложений озер при помощи российского оборудования для отбора торфа. Юха был главным бурильщиком, управляясь с замечательным, но тяжёлым буром, который Сейя и Минна героически привезли с собой из самого Хельсинки. Это была нелёгкая работа, потому что толщина льда местами достигала двух метров. Русская группа в составе Нади и Василия выполняла работу по сбору поздних голоценовых отложений при помощи Glewcorer. Наверное, самой физически трудной работой оказался сбор образцов снега для оценки загрязнения воздуха. Участникам группы из Ноттингема и Борису пришлось сделать по 18 снежных ям на каждом участке глубиной от 50 см до 2м. Питер Кюхри поддерживал связь со всеми тремя группами, помогая всем. Наш полевой ассистент и командир вертолёта Казимир помогал перевозить тяжёлое снаряжение на своём очень шумном и вечно норовившем сломаться снегоходе "Буран". Кроме того, он вносил посильный вклад в повышение местного уровня загрязнения обильными зловонными выхлопами "Бурана". Усинская трансекта включает равнинную заболоченную территорию в бассейнах рек Усы и Колвы, а все озёра, где отбирались образцы, оказались мелкими и илистыми. В некоторых озёрах обнаружено немного отложений, возможно, из-за весенних половодий. В общем, с вертолёта все участки выглядели абсолютно одинаково - открытые заснеженные участки, окруженные еловым лесом. В целом, усинская часть экспедиции прошла успешно. Образцы снега собрали на всех шести участках, а донные отложения были отобраны с четырёх из пяти озёр. Погода благоприятствовала, около 15-20°С, без ветра, так что никто не обморозился, как в предыдущем году. Наиболее подходящим предметом экипировки были признаны валенки (по-фински "houpicas") или их функциональный эквивалент из меха-унты, взамен кожаной обуви. За день до отъезда в Воркуту к нам присоединился Отто Хабск. Лететь на вертолёте из Усинска в Воркуту было интересно: пейзаж постепенно менялся от лесистой равнины к открытой холмистой территории тундры, окружающей Воркуту. Однако, теперь очередь Минны описывать воркутинскую часть экспедиции (см. следующий выпуск—ред.). Надя Соловьева, университетский колледж, Лондон, Великобритания
Логотип -
Начало -
Общие
сведения -
Структура -
Научная деятельность 2794 посещений с 10.01.2002 |