Еженедельно в России принимается и вступает в действие множество различных законодательных или нормативных документов. Некоторые из них носят сугубо ведомственный характер. Но есть и такие, которые касаются многих. К ним относится Лесной Кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 22 января 1997 г. и Закон Республики Коми "О лесах и лесопользовании в Республике Коми", принятый Государственным Советом Республики Коми 22 января 1999 г., т.е. ровно через два года после Лесного Кодекса. Напомним, что наша республика одной из первых в России приняла свой местный закон "О лесе" 22 ноября 1990 г. на третьей сессии Верховного Совета Коми АССР двенадцатого созыва. В то время, в период разгула суверенизации регионов и в преддверии отчаянной борьбы за собственность, развернувшейся в 1992-1994 гг., принципиально новой в местном законе была лишь первая фраза первой статьи о том, что леса являются собственностью республики. Интересы СССР и России в первом республиканском законе вообще не учитывались. Фактическиском законе вообще не учитывались. Фактически случилось так, что леса на несколько лет оказались в собственности местной исполнительной и законодательной власти, которая использовала их для решения сиюминутных экономических проблем. Местные "сельские князья" строили в тот период свои взаимоотношения с лесом и государственной лесной службой по принципу "что хочу - то и ворочу". Очень было соблазнительно "хапнуть" из леса все, что "ближе лежит". Ущербность действовавшего тогда лесного законодательства России и регионов мы достаточно подробно рассмотрели в статье "Леса - яблоко раздора" ("Вестник ИБ", № 1, 1997 г.). Около двух лет обсуждался новый Лесной Кодекс России, о котором мы уже упомянули. Вокруг его проекта шла жестокая борьба, и самым главным объектом борьбы вновь был вопрос о собственности на леса. Отрадно, что победил всё же здравый смысл и, пусть с большими оговорками, но в 19-ой статье нового Российского законодательства сказано, что "Лесной фонд ... находится в федеральной собственности". Поскольку лесное законодательство в соответствии с Конституцией находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, регулирующие лесные отношения, не могут противоречить Лесному Кодексу и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. Поэтому Республика Коми, последовательно выступающая за развитие федеративных отношений, была вынуждена привести свое местное лесное законодательство в соответствие с Лесным Кодексом России. Новый местный закон "О лесах и лесопользовании в Республике Коми" включает в себя 99 статей и издан в виде брошюры на 55 страницах убористого текста. На мой взгляд, не все его положения в полной мере отвечают Лесному Кодексу России. Но окончательное решение по этому поводу выскажут юристы федеральных ведомств и управлений. Весьма положительным является то, что, пожалуй, впервые в России сделана попытка не противопоставлять проблемы охраны и использования природных ресурсов, а рассматривать их комплексно. Убежден, что по этому пути, в конце концов, будет развиваться и федеральное законодательство. Раз уж наша страна заявила о своем намерении пойти по пути устойчивого развития, то этим самым она приняла на себя обязательство в равной мере учитывать экономические, экологические и социальные запросы общества. Есть в законе и новые для уровня местного законодательства подходы к сохранению биоразнообразия, устойчивого управления и лесопользования и многое другое, о чем можно узнать при внимательном изучении закона, что я рекомендую сделать всем читателям "Вестника ИБ". Однако рыночно-экономические преобразования в России продолжаются и пока, наверное, ни у кого нет четкого представления о том, что ожидает всех нас на этом пути. Поэтому такие сложнейшие проблемы, как вопросы об оборотоспособности объектов лесных отношений, о правах пользования участками лесного фонда, о платежах за пользование лесным фондом и о конкретном перечне лиц, освобождаемых от платежей за пользование лесным фондом, будут ещё долго находиться в центре внимания экономистов, юристов, политиков и всех простых граждан, для которых лес - и дом, и храм, и мастерская. Не всех, в основном из числа "власть предержащих" и предпринимателей, устраивает то положение, что в соответствии с Лесным Кодексом оборот лесного фонда не допускается. Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не разрешается. Почти сразу же после выхода Лесного Кодекса России начались (пока, слава Богу, робкие) нападки на эти его и другие аналогичные положения и в нашей республике. Достаточно вспомнить о небольшой дискуссии годичной давности в местных газетах по поводу переподчинения Комитета лесов одному из департаментов Министерства промышленности транспорта и связи Республики Коми. В последнее время на разных уровнях (см. хотя бы правительственный журнал "Регион" № 2 за 1999 г.) и под самыми разными (якобы) благовидными предлогами в нашей республике "проталкивается" идея передачи лесов в залог. Если эта идея пройдет, то, на мой взгляд, случится всё то же самое, что произошло с промышленностью страны, когда в одночасье общенародное достояние оказалось в руках чаще всего авантюристов или нечистых на руку людей. Разгромленную или разворованную промышленность можно восстановить, а воры, рано или поздно, попадут в тюрьму. Но вот если допустить скрытую "ваучеризацию лесов", то для простого человека пропадут и, возможно, навсегда, и дом, и храм, и мастерская. А этого допустить нельзя. к.с.-х.н. В. Ларин
Логотип -
Начало -
Общие
сведения -
Структура -
Научная деятельность 2775 посещений с 13.12.2001 |