WIN - KOI - DOS - ISO - MAC - LAT



Вестник  Института биологии
№ 12 ноябрь 1998 г.



ПРОГРАММА "ИНТЕГРАЦИЯ"

Федеральная целевая программа "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы" была утверждена в 1996 г. Указами (№ 903 и № 1641) Президента РФ и Постановлением (№ 1062) Правительства РФ в целях решения ряда важнейших проблем, стоящих перед академической наукой и высшей школой, Она направлена на развитие совместных фундаментальных исследований, повышение качества и престижа образования, создание современных образовательных программ, учебников, индивидуализацию обучения и выявление талантливой молодежи.
Интеграция фундаментальной науки и высшего образования представляет собой одно из главных условий сохранения и укрепления интеллектуального потенциала государства, усиления его влияния на процессы социально-экономического развития страны.

Программа реализуется на конкурсной основе. В настоящее время в рамках ФЦП "Интеграция" осуществляется выполнение более 600 проектов, предусматривающих создание учебно-научных центров, исследовательских университетов высоких технологий и других организационных структур нового типа, совместное проведение экспедиций, конференций, научных олимпиад и школ, подготовку и издание монографий и учебников. Предусмотрены поддержка участия молодых ученых и аспирантов в международных конференциях, стажировки в Российских научных школах мирового уровня.

Долговременные и тесные взаимосвязи Института биологии с Сыктывкарским государственным университетом, Лесным институтом и пединститутом, а также государственная поддержка интеграционных процессов стали базой для создания Учебно-научного эколого-биологического центра (УНЭБЦ) "Парма". Центр призван обеспечить действенный механизм объединения возможностей фундаментальной науки и высшей школы для проведения комплексных эколого-биологических исследований и развития многоуровневого образования.

Основным принципом организации и формой участия Института биологии и перечисленных выше вузов в работе УНЭБЦ является создание и развитие совместных кафедр-лабораторий: экологии беспозвоночных животных, экспериментальной ботаники и биотехнологии, экологической химии, лесного хозяйства.
Институт биологии Коми НЦ УрО РАН привлекает к участию в учебном процессе и совместных фундаментальных исследованиях высококвалифицированных сотрудников, представляет информационную, лабораторно-техническую и экспериментальную базы, базы данных, коллекции, гербарии, приборы, оборудование, ПЭВМ, снаряжение и материалы для выполнения квалификационных докторских, кандидатских, курсовых и дипломных работ, совместных НИР. Предоставляет возможность студентам, аспирантам и преподавателям участвовать в экспедициях, организуемых подразделениями ИБ Коми НЦ УрО РАН. Развивает научно-исследовательские и образовательные фрагменты Internet. Подразделения института, на базе которых организованы совместные кафедры-лаборатории, планируют и проводят научные исследования с учетом обязательств, вытекающих из их участия в УНЭБЦ.

Химико-биологический факультет СГУ участвует в УНЭБЦ кафедрами зоологии, ботаники и физической химии. Кафедры, входящие в УНЭБЦ, развивают совместные эколого-биологические исследования, предоставляют возможность пользования всей имеющейся материально-технической базой, создают условия для участия научных сотрудников ИБ в образовательной учебной деятельности. Состав сотрудников, аспирантов и студентов кафедр, участвующих в проекте, уточняется ежегодно.

Коми государственный педагогический институт участвует в УНЭБЦ кафедрой ботаники. Обеспечивает материальную базу биологических дисциплин вуза, проводит совместные научные исследования по репродуктивной биологии растений. Содействует развитию школы-лицея с углубленным изучением биологии для одаренных детей сельской местности Республики Коми.

Сыктывкарский лесной институт использует возможности УНЭБЦ для организации подготовки специалистов лесного хозяйства. Проводит научно-исследовательскую работу по характеристике естественного возобновления и строения хвойных древостоев с целью обоснования экологических технологий заготовок леса в Республике Коми.

Руководство работой УНЭБЦ осуществляет Совет, в состав которого входят проректора по научной и учебной работе, заведующие кафедрами вузов, заведующие научными подразделениями Института биологии, участвующие в работе совместных кафедр-лабораторий. Работу Совета координирует зам. директора Института биологии по научным вопросам. Совет определяет виды и характер работ, заслушивает планы и отчеты совместных НИР, утверждает ответственных руководителей кафедр-лабораторий, рассматривает вопросы финансирования.

В 1997 г. в рамках программы УНЭБЦ совместные фундаментальные исследования структурно-функциональной организации таежных и тундровых экосистем, включая вопросы рационального природопользования, проводили 12 научных сотрудников, 14 преподавателей, 12 аспирантов и 36 студентов. Опубликовано 14 статей и 35 тезисов докладов. Подготовлены и защищены две диссертации, 37 дипломных и курсовых проектов. В образовательный процесс (разработка и чтение курсов дисциплин, проведение практических лабораторных и полевых занятий, руководство студентами и аспирантами) вовлечены 22 научных сотрудника. В работе экспедиционных отрядов Института приняли участие 14 преподавателей, аспирантов и студентов. Проведены научные молодежная и студенческая конференции, экологический летний лагерь.

В 1998 г. были продолжены исследования по фауне и экологии беспозвоночных, адаптации и репродукции растений в холодном климате, естественному возобновлению хвойных древостоев, физико-химическим основам реабилитации антропогенных эффектов на окружающую среду. По материалам исследований готовятся к изданию рукописи двух монографий, учебные пособия, научные статьи. Выполняется 53 курсовых и дипломных проекта. Около 100 студентов, аспирантов и молодых преподавателей приняли участие в Молодежной научной конференции "Актуальные вопросы биологии", организованной на базе Института биологии при поддержке гранта по Интеграции. В образовательном процессе продолжают участвовать 23 научных сотрудника Института.

Первые результаты огромной работы, проводимой по ФЦП "Интеграция" в масштабах России были проанализированы на Всероссийской научно-практической конференции, которая проходила в сентябре этого года в Самаре.

В программный комитет конференции входили министр общего и профессионального образования РФ, ректора крупных вузов России, вице-президент и главный ученый секретарь РАН, председатели ряда отделений и научных центров РАН, губернаторы Самарской и Саратовской областей.

На конференции были представлены 44 устных и 33 стендовых докладов. В пленарных докладах представителей министерства образования и РАН обсуждались перспективы развития науки и образования в 21 в., взаимодействие с высокоорганизованной сферой производства, оснащенной современными технологией и управляемой экономическими механизмами. Большое внимание было уделено путям интеграции фундаментальной науки и высшего образования. При всей очевидности и неизбежности, процесс слияния
НИИ с вузами не обещает быть простым и легким. По-видимому, этому должен предшествовать перевод значительной части научных работников и преподавателей вузов на контрактную форму найма на работу.
Генеральный директор Центра "Интеграция", Председатель Самарского НЦ РАН В. П. Шорин отметил, что основной трудностью дальнейшего развития программы является финансирование. Объем его составил в 1997 г. лишь 17% от предусмотренного в постановлении Правительства страны. В 1998 г эта проблема стоит еще более остро. По мнению В. П. Шорина необходимо вести усиленную работу по привлечению денег из региональных бюджетов, включив в проведение исследований региональную компоненту, а также выходить на международные организации и фонды. Наиболее дорогостоящей, но и самой важной частью программы являются проекты создания и развития учебно-научных центров (УНЦ).

В докладах ректоров вузов Москвы, Санкт-Петербурга и др. городов обсуждались вопросы современного образования и его непрерывности (школа - вуз - аспирантура). Очень ярким и запоминающимся было выступление акад. Т. И. Алферова. Главный тезис - нелегкий и неоднозначный опыт социально-экономических преобразований в России свидетельствует о том, что национальное возрождение и стабильность не могут быть достигнуты без серьезного реформирования образования. Для проведения такой реформы следует обратиться творчески к ценному опыту российского образования XIX - начала XX столетия. Тогда гимназическое образование было направлено не только на приобретение знаний, но и на развитие интеллекта. В университеты приходили выпускники гимназий уже со сформировавшейся мотивацией и навыками интеллектуальной деятельности. В современной России престиж высшего образования подорван. Необходимы новые формы и методы работы со школьниками и студентами.

Специальная секция конференции была посвящена вопросам развития УНЦ. Выступали с докладами в основном физики, математики, механики. Демонстрировались достижения крупных УНЦ. Например, а УНЦ "Фундаментальная оптика и спектроскопия" входят известные всему миру вузы ФИАН, МГУ, МФТИ и МИФИ, Восхищение вызывали результаты тонких исследований, дорогостоящая совместная экспериментальная база технических университетов и НИИ.

Наш доклад был, пожалуй, единственным, в котором освещались проблемы фундаментальной науки и образования в области биологии и экологии. Он был хорошо встречен, так как все понимают, что проблемы самой жизни и живой материи в современном мире приобретают особую остроту в связи с быстрой антропогенной трансформацией окружающей среды. Для разработки модели устойчивого социально-экологического развития северных территорий, оптимизации природопользования необходимо обеспечить опережающее накопление фундаментальных и прикладных эколого-биологических знаний. С учетом этих обстоятельств особую актуальность приобретает подготовка высокообразованных специалистов-биологов и экологов. Этому будет способствовать дальнейшее развитие совместного учебно-научного центра.

Научный координатор, д.б.н. Т. К. Головно;
Зав. кафедрой ботаники СГУ, д.б.н. В. М. Тарбаева



Логотип - Начало - Общие сведения - Структура - Научная деятельность
Информационные ресурсы - Новости - Поиск по серверу - Карта сервера

поиск по серверу

3524 посещений с 14.09.1999
Последнее изменение 05.09.1999

(c) Institute of Biology, 1999