WIN - KOI - DOS - ISO - MAC - LAT



ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

СТОЛЕТИЕ ПРОФЕССОРА П.Ф. РОКИЦКОГО (1903-2003)
При подготовке использованы материалы дипломной работы студента СыктГУ В.Г. Осколкова "Человек и ученый: подступы к биографии П.Ф. Рокицкого" (1990 г.), выполненной под руководством проф. Л.И. Иржака.


Из автобиографии: "Родился в 1903 г. 15 августа в деревне Кустовница Мозырского района бывшей Минской губернии (ныне Гомельская область БССР) в семье служащего. В 1921 г. окончил Леменскую опорно-показательную школу-коммуну второй ступени и оставлен в ней преподавателем физики и естествознания. В 1923 г. был командирован Гомельским губпрофсоветом в Москву и поступил в Московский государственный университет. Окончил университет в 1927 г. После окончания был оставлен аспирантом Института зоологии Московского государственного университета, проходил аспирантуру с 1927 по 1930 гг. Еще будучи аспирантом, был приглашен на должность старшего ассистента Центральной генетической станции Наркомзема РСФСР. В 1930 г. станция вошла в состав Всесоюзного института животноводства (ВИЖ), в котором работал с 1930 по 1938 гг. включительно. В 1935 г. был утвержден квалификационной комиссией ВАСХНИЛ в ученом звании действительного члена института и в степени кандидата биологических наук (без защиты диссертации). С 1930 по 1938 гг. в ВИЖе читал курсы разведения, биометрии и генетики для аспирантов, проводил семинары по математическим методам в животноводстве. В 1940 г. был утвержден в ученом звании профессора и ученой степени доктора биологических наук (по защите диссертации). В августе 1948 г. был освобожден от работы в институте. В октябре 1949 г. был утвержден Советом филиалов АН СССР в должности старшего научного сотрудника Коми филиала АН СССР".


Работая в Республике Коми с 1949 по 1957 гг., П.Ф. Рокицкий занимается преимущественно практическими вопросами животноводства – налаживает племенную работу в хозяйствах, оценивает перспективы животноводства на Севере, организует работы по изучению влияния естественной радиоактивности на растительный и животный мир. Проблемы радиационного мутагенеза входили в научные интересы П.Ф. Рокицкого еще в 30-е годы, и он с энтузиазмом встретил появление радиобиологического направления в Коми филиале АН СССР, активно включился в работу. Придавая большое значение выяснению многообразия и экологических взаимоотношений всех компонентов биогеоценозов, Петр Фомич был сторонником постановки широких комплексных исследований участков повышенной радиоактивности. Этот принцип был заложен в методику исследований уже в первой радиобиологической экспедиции (1957 г., пос. Водный), участником и научным руководителем которой он был.

Маслов Всеволод Иванович: "Мне посчастливилось быть учеником Петра Фомича Рокицкого и работать с ним. С ним я впервые встретился во время войны. В 1943 г. после демобилизации из армии по ранению я пробирался из Забайкалья в Москву для поступления в институт [Московский пушно-меховой институт]. На последнем этапе предстояло попасть на электричку. На платформе рядом со мной нетерпеливо ждал поезда невысокий, опрятно одетый, с интеллигентной бородкой, с умными добрыми глазами человек – типично штатский, как я решил. В вагоне я вновь оказался рядом со "штатским". Он устроился на краешке сидения, вынул из портфеля какую-то рукопись и стал ее вдумчиво читать, что-то выписывать, вычеркивать и все 45 минут до конечной остановки он ни разу не отвлекся от работы, несмотря на то, что в вагоне стоял шум и гвалт. Я был удивлен такой способностью сосредотачиваться на работе, не отвлекаясь ни на что. Через три дня, уже в институте, я узнал, что это был Петр Фомич Рокицкий – известный генетик, доктор наук и профессор, зав. кафедрой факультета, на который я поступал.

В институте Петр Фомич был одним из самых разносторонне образованных и наиболее уважаемых профессоров. Его лекции и семинары (генетический и математический) были популярны не только среди студентов и преподавателей нашего факультета, но и привлекали всегда большое число слушателей с других факультетов. Хорошее знание многих биологических дисциплин, математики, физики, их умелое сочетание в применении к биологии привлекало своей теоретической и методической новизной. Он знал несколько языков, был человеком высокой культуры. Он мастерски сочетал высокий уровень учебно-педагогической работы с исследовательской деятельностью, прививал студентам любовь к научной работе. Он был поистине неутомим, инициативен, изобретателен. У него хватало времени буквально на все.

... После того, как отгремели залпы Лысенко по генетике на сессии ВАСХНИЛ 1948 г., я вновь встретился с Петром Фомичем, но уже здесь. Свою деятельность в Коми филиале Рокицкий начал с должности старшего научного сотрудника, затем заведующего лабораторией зоологии и животноводства, сотрудником которой я вскоре стал... Большая трудоспособность, умение выкраивать время для знакомства с большим объемом специальной литературы, знание языков, позволявшее ему быть в курсе исследований, проводившихся в других странах, ставили Петра Фомича на уровень, значительно отличавший его от других ученых филиала...".

Соловкина Людмила Николаевна: "... Петр Фомич организовал для повышения квалификации сотрудников и для всех желающих цикл лекций "Методы математической статистики при изучении биологических явлений". Цикл состоял из семи разделов, и возможно, был задатком будущей книги. Занятия проводились еженедельно. Для примеров Петр Фомич старался брать признаки, с которыми сотрудники непосредственно сталкивались: удои, соотношение телок и бычков в молодняке, вес кроликов, число разветвленных лучей в плавниках рыб и т.д. Но вспоминал и классический опыт Менделя с горохом, что вызывало недовольство "истинных последователей мичуринской биологии". Проводились также и семинары, значение которых трудно переоценить. Петр Фомич прилагал немалые старания к тому, чтобы его сотрудники не замыкались в кругу специальных вопросов, а знали бы последние достижения отечественной и зарубежной биологической науки, учились бы новым методикам и умению строить обзоры по теоретическим проблемам.

Возможно, на этом пути он в чем-то следовал своему учителю Кольцову. Петр Фомич рассказывал мне, что Кольцов не упускал из виду интересы своих учеников и сотрудников, просматривал все поступления в библиотеке и отмечал на заявках фамилии тех, кому, по его мнению, следовало прочесть новинку... Наши семинары строились по следующим направлениям: 1. Доклады на заданную тему; 2. Обзоры центральных научных журналов; 3. Переводы работ иностранных авторов; 4. Рефераты важных статей; 5. Информация о докладах, прослушанных на съездах и конференциях. Занятия проводились регулярно, уровень их был достаточно высоким. В конце каждого занятия Петр Фомич выступал с заключительным словом, подводил итоги. Благодаря его живой натуре и семинары проходили оживленно, в атмосфере непринужденности, а порой – в яростных спорах. В филиале они прославились. Наиболее сложные темы поднимал сам Петр Фомич. Например, "Кибернетика и биология", "Генетика и животноводство", "Естественный отбор и результаты конкуренции". По его совету для одного из заседаний сотрудники подготовили три доклада, объединенных общей темой "Применение радиоактивных изотопов в биологических исследованиях".

...Петр Фомич посвящал себя в филиале не только исключительно научной деятельности. Прежде всего по роду своих исследований он был тесно связан с производственными учреждениями, встречался с тружениками сельского хозяйства с каким-то особым удовольствием, выказывая им большое внимание и уважение. В отделе он поощрял все усилия, направленные на внедрение результатов исследований в практику".

Маслов Всеволод Иванович: "Говоря о Петре Фомиче Рокицком как о человеке и ученом, нельзя не отметить важную черту его характера – его высокую культуру общения с людьми, умение слушать и слышать мнение других. ...Это был добрый и отзывчивый, внимательный к людям человек. Это был ученый, щедро одаренный и большим умом и цепкой памятью. Достичь тех высот в науке, которых достиг Петр Фомич, помогли не только его одаренность, но и великая работоспособность, умение использовать каждую минуту для сосредоточенной работы даже тогда, когда в его нелегкой личной судьбе складывались невыносимо трудные жизненные обстоятельства. ...Интеллигент старой школы, обладая мягким характером, он одновременно обладал неуступчивостью в своих научных убеждениях и взглядах. Как ученый-генетик он оставался на позициях классической генетики, защищая ее положения и основы от нападок Лысенко и его сообщников...

Проявляя большой интерес к развитию радиоэкологических исследований в КФАНе, Рокицкий обращал особое внимание на изучение генетических последствий хронического действия повышенной естественной радиоактивности на живые организмы... Для нас Петр Фомич был находкой по радиоэкологии. Он высоко ставил, уже уехав, работы лаборатории, даже восхищался ими, повторяя – не покидайте комплексности!".

С 1957 г. П.Ф. Рокицкий работает во Всесоюзном институте научной и технической информации в Москве, а с 1960 г. заведует кафедрой зоологии позвоночных Белорусского государственного университета. В 1967 г. был избран действительным членом АН БССР. В 1974 г. за цикл опубликованных работ по генетике и применению математических методов в биологических исследованиях удостоен Государственной премии БССР. Заслуженный деятель науки БССР проф. П.Ф. Рокицкий скончался в 1977 г.

В последние годы жизни Петр Фомич Рокицкий опубликовал серию работ по истории советской генетики, рассказал о вкладе в ее развитие выдающихся ученых Н.К. Кольцова, С.С. Четверикова, А.С. Серебровского, Ю.А. Филипченко, Б.Л. Астаурова. Под его редакцией были переизданы классические труды советских генетиков. Вместе с Б.Л. Астауровым он опубликовал в научно-биографической серии АН ССР книгу об основателе московской школы экспериментальных биологов и своем учителе Н.К. Кольцове.

Обладая яркой творческой индивидуальностью и концентрируя свои силы на решении наиболее трудных и принципиальных проблем, П.Ф. Рокицкий многое сделал для развития в нашей стране генетики, биометрии, генетических основ селекции сельскохозяйственных животных. Продолжая традиции "школы Кольцова", проф. Рокицкий оставил после себя "школу Рокицкого". Он обладал счастливейшим и ценнейшим свойством возбуждать в других людях энергию мысли: Я сообщил вам … больше, чем сам знаю. Надеюсь, что я поставил больше вопросов, чем дал ответов. Во всяком случае, как обычно, нужна уйма дальнейшей работы.



Логотип - Начало - Общие сведения - Структура - Научная деятельность
Информационные ресурсы - Новости - Поиск по серверу - Карта сервера

поиск по серверу

2928 посещений с 11.09.2003
Последнее изменение 09.09.2003

(c) Institute of Biology, 1999