Институт биологии – центр интеграции академической науки
и высшего образования в области биологии и экологии
д.б.н., проф. Т. Головко, зам. директора по науке Истоки идеи неразрывной связи науки и образования берут начало в античности, когда вокруг ученых и философов начали формироваться школы. В России эта идея была успешно реализована Петром I при учреждении Академии наук. В Указе Сената от 8 февраля 1724 г. предусматривалось создание Академии наук как исследовательского учреждения, университета и гимназии для подготовки научных кадров. Вопросы взаимодействия с высшей школой для Института биологии (ИБ) всегда имели приоритетное значение и традиционно рассматривались в числе первостепенно важных. Интерес к высшей школе обусловлен, в первую очередь, потребностью в притоке молодых кадров, подготовленных для занятий наукой. Первоначально кадры ИБ поставляли вузы Ленинграда, Перми, Свердловска, Архангельска. Большой приток молодежи давал Коми государственный педагогический институт (КГПИ). В конце 60-х–начале 70-х годов выпускники КГПИ составляли более половины штата. Среди них – директор Института биологии д.с.-.х.н. И.В. Забоева, доктора наук Ю.М. Фролов, А.Г. Ку-дяшева и А.А. Естафьев. С созданием в 1971 г. Сыктывкарского госуниверситета (СГУ) ситуация стала меняться. Буквально с первых дней между ИБ и СГУ установились тесные контакты как в области образования, так и в области научных исследований. В 70-80-х годах эти связи постоянно расширялись и крепли, чему способствовало заключение институтом договоров о творческом сотрудничестве с химико-биологическим факультетом в целом и с отдельными кафедрами. Первые студенты СГУ пришли в институтские лаборатории для целенаправленной подготовки к научной деятельности. Многие из них переступили институтский порог еще будучи школьниками – слушателями биологического отделения Малой академии школьников г. Сыктывкар. Совместная научно-исследовательская работа проводилась по ряду направлений, но особенно тесное взаимодействие осуществлялось по проблеме рекультивации земель. Бурное развитие в регионе нефтегазовой промышленности, строительство нефте- и газопроводов грозило превращением больших территорий в техногенные пустоты. Университетские ботаники, возглавляемые проф. Н.П. Акульшиной, обратили внимание на теоретические и практические наработки Института биологии по залужению тундры. Используя имеющийся опыт, в тесном сотрудничестве ученые Института (И.Б. Арчегова, Н.С. Котелина, М.В. Гецен и др.) и ботаники СГУ развернули совместные исследования, результаты которых успешно внедрялись при рекультивации земель, прилегающих к трубопроводам. Совместные исследования кафедр КГПИ, СГУ и научных подразделений института в 70-80-е годы существенно пополнили сведения о растительном покрове и животном мире Республики Коми. В 90-е годы СГУ занял статус базового высшего учебного заведения по подготовке специалистов для научных подразделений ИБ. Теперь не только ИБ помогал вузам в подготовке кадров, но и вузы способствовали становлению и развитию новых направлений исследований в нем. Так была создана лаборатория беспозвоночных животных, которую возглавил проф. М.М. Долгин, декан химико-биологического факультета СГУ. С приходом в ИБ к.х.н. Б.М. Кондратенка укрепился экоаналитический блок. Качественно новый этап во взаимодействии науки с образованием начался с середины 90-х годов, когда интеграция этих сфер была признана одним из приоритетов национальной политики и получила статус Федеральной целевой программы. Долговременные творческие связи и налаженные контакты ИБ с вузами позволили быстро включиться в подготовку конкурсной заявки. Сразу был взят курс на покорение самой большой высоты – создание и развитие совместного научно-образовательного центра (НОЦ). Инициативная группа, разрабатывавшая проект в 1996 г., включала представителей вузов: СГУ (декан химико-биологического факультета, проф. М.М. Долгин, зав. кафедрой ботаники, д.б.н. В.М. Тарбаева, проректор по научной работе, к.ф.-м.н. Н.А. Тихонов), КГПИ (проректор по научной работе, проф. Б.П. Мельников, зав. кафедрой ботаники, проф. А.М. Маркаров), Сыктывкарского лесного института (зам. директора по научной работе Ф.Ф. Асадуллин, зав. кафедрой лесного хозяйства, д.с.-.х.н. В.В. Пахучий). От ИБ в подготовительной работе активно участвовали В.А. Безносиков, Б.М. Кондратенок, Г.М. Козубов, А.А. Ермаков, председатель Совета молодых ученых Б.Ю. Тетерюк. Возглавила работу Т.К. Головко. Проектом предусматривалось, что создание НОЦ позволит на новом уровне развивать совместные, фундаментальные и прикладные эколого-биологические исследования, будет способствовать повышению качества и престижа фундаментального образования в области биологии и экологии, поддержке научного творчества перспективной молодежи, развитию современной информационной и приборно-аналитической базы совместных исследований, модернизации учебного процесса. Опыт работы показал, что принцип организации работы Центра на базе структурных подразделений (кафедр-лабораторий), созданных при участии научных лабораторий ИБ и тематически близких по специализации кафедр вузов, оказался достаточно эффективным. В настоящее время в рамках центра функционируют четыре совместные кафедры-лаборатории: · экологии беспозвоночных животных (на базе лаборатории беспозвоночных животных ИБ и кафедры зоологии СГУ); · экспериментальной ботаники и биотехнологии (на базе кафедр ботаники СГУ и КГПИ и лабораторий ИБ – экологической физиологии растений, биохимии и биотехнологии, геоботаники и сравнительной флористики); · экологической химии (на базе кафедры физической химии СГУ, отдела почвоведения и экоаналитической лаборатории ИБ); · кафедра лесного хозяйства (создана при участии ИБ на базе СЛИ). В стадии становления кафедра-лаборатория экологической генетики, которая формируется в настоящее время усилиями лаборатории радиационной генетики ИБ и кафедры физиологии СГУ. Структура Центра создает долговременную основу для участия научных сотрудников в образовательном процессе и привлечения преподавателей, аспирантов и студентов к проведению совместных исследований. Научные подразделения ИБ, на базе которых организованы совместные кафедры-лаборатории, планируют и проводят научные исследования с учетом их участия в НОЦ. Предоставляют возможность студентам, аспирантам и преподавателям участвовать в экспедициях, использовать информационную, лабораторно-техническую и экспериментальную базы, базы данных, коллекции, гербарий для выполнения квалификационных работ и совместной научно-исследовательской работы. Это существенно расширяет возможности для индивидуализации образования на основе научно-исследовательского процесса, создает предпосылки для проявления и развития творческих способностей молодежи. В настоящее время Центр объединяет около 50 научных работников и преподавателей, более 100 аспирантов и студентов-дипломников. Всего в сферу деятельности НОЦ вовлечены почти 400 человек, включая студентов младших курсов и школьников. Проведены совместные научно-исследовательские работы по фауне и экологии наземных и почвенных беспозвоночных лесных и тундровых экосистем, адаптации и репродукции растений в холодном климате, почвам и почвенному покрову, структуре таежных древостоев. Кафедрой-лабораторией беспозвоночных животных (в составе 28 чел., рук. – проф. М.М. Долгин) получены новые сведения о фауне булавоусых чешуекрылых, панцирных клещей, пауков, почвенных нематод. Собран богатый материал по фауне коротконадкрылых жуков и жужелиц. Обобщены данные о фауне беспозвоночных животных в естественных и трансформированных сосновых лесах средней тайги. Изучен процесс формирования энтомокомплексов в сосновых монокультурах. Кафедрой-лабораторией экспериментальной ботаники и биотехнологии (в составе 58 чел., науч. рук. – проф. Т.К. Головко и д.б.н. В.М. Тарбаева) проведены совместные флористические, анатомо-морфологические и физиолого-биохимические исследования. Одним из важнейших результатов является подготовка и опубликование совместной с КГПИ монографии "Морфофизиология клубнеобразующих растений". В рамках совместного гранта РФФИ-Коми развернуты исследования по морфофизиологии подземного метамерного комплекса корневищных травянистых многолетников. Студентами под руководством научных сотрудников ИБ и преподавателей собран и обработан обширный материал растительных ресурсов: изучена биоморфология термопсиса ланцетного, валерианы лекарственной, декоративные и вкусовые качества жимолостей. Большое внимание уделено вопросам изучения биоразнообразия. Проведены флористические сборы и геоботанические описания гидрофильной флоры в водоемах с антропогенным воздействием и условно чистых. В связи с разработкой и освоением бокситовых месторождений проведена инвентаризация флоры верхнего течения рек Вымь и Войвож. В результате экспедиционных исследований собран обширный материал для проведения эколого-морфологического исследования птеридофлоры. Кафедра-лаборатория экологической химии объединяет 22 человека. Под руководством проф. М.А. Рязанова и д.с.-х.н. В.А. Безносикова выполнен цикл работ в области физико-химических проблем почвенной экологии. Проведены исследования фундаментального характера по термодинамике почвенных растворов и природных вод. Получены рК спектры фульвокислот. Методами UK-спектроскопии и люминисцентного анализа исследованы подзолистые и болотно-подзолистые почвы. Выявлена структура липидной фракции гумуса. Определено содержание хлорофилла и хлорофиллоподобных пигментов в подстилке. Разработан комплекс методик для газохроматографического определения фенолов в водных средах и почвах (И.В. Груздев). Кафедра лесного хозяйства (рук. д.с.-х.н. В.В. Пахучий) обеспечивает подготовку инженеров по специальности "Лесное и лесопарковое хозяйство". Темы дипломных проектов направлены на разработку актуальных вопросов современного состояния, экологии и охраны таежных лесов. Большое внимание уделяется проблемам оптимизации лесохозяйственной деятельности, разработке мероприятий по содействию естественного возобновления лесов. Интенсивно внедряются новые информационные технологии для визуализации строения, пространственной и возрастной структуры, динамики таежных древостоев. В 2001 г. состоялся первый выпуск инженеров лесного хозяйства. НОЦ можно рассматривать как новую форму высшего профессионального образования в области биологии и экологии. Главной особенностью является получение новых фундаментальных знаний на основе участия в научной деятельности, индивидуализации образования, использования современных телекоммуникационных средств и ГИС-технологий. Участие в научной деятельности определяет и новые стандарты образования, повышает качество подготовки молодых исследователей – студентов, аспирантов, создает среду, восприимчивую к новой роли и значению инновационных процессов. С учетом возможностей совместного Центра (участие ведущих научных сотрудников, использование материальной базы института) разработаны планы специализаций кафедр вузов, открыты новые специальности. В учебный план включены новые дисциплины специализации и курсы по выбору. Результаты совместных научных исследований широко используются в лекционных курсах и спецкурсах (биология с основами экологии; почвенная зоология; биотехнология; анатомия и морфология растений, экологическая физиология растений, лесная экология, биоразнообразие и устойчивость лесных экосистем; хемотаксономия растений; почвоведение и др.). Всего разработано и модернизировано 28 курсов лекций по биологии и экологии, усовершенствованы девять практикумов. Разработаны рабочие программы по восьми новым дисциплинам. Подготовлены и изданы 30 учебно-методических пособий и информационных материалов. Модернизированы лабораторные работы и практикумы по 12 дисциплинам, ряд из них проводится непосредственно на базе научных подразделений ИБ. Ведущие научные сотрудники читают базовые курсы и спецкурсы, осуществляют руководство аспирантскими и дипломными проектами. Важное место в деятельности Центра занимает формирование информационной базы фундаментальных исследований в целях совершенствования учебного процесса. ИБ регулярно безвозмездно передает свои научные издания (монографии, сборники, материалы конференций и др.) в библиотеки вузов. Подготовлены и изданы учебно-методические материалы. Среди них учебные пособия по физиологии, анатомии, морфологии и систематике растений, фауне и экологии беспозвоночных, методам химического анализа и др. Студенты, аспиранты и преподаватели вузов участвуют в экспедиционных отрядах, организуемых ИБ. Для сбора и проведения полевых исследований организовывались экспедиции на Полярный и Приполярный Урал, Малоземельскую и Большеземельскую тундры, южные и центральные районы республики. Подразделения ИБ оказывают большую помощь в проведении летних полевых практик студентов. Так, например, на базе лаборатории экологии беспозвоночных животных ежегодно проходят практику 15-20 студентов. Лаборатория экологической физиологии растений обеспечивает проведение недельной полевой практики студентов III курса (45 чел.) естественно-географического факультета КГПИ и студентов кафедры лесного хозяйства СЛИ (30 человек), Коми филиала ВСХА (15 чел.). В ходе практических занятий студенты углубляют знания о процессах жизнедеятельности растений, способах и методах изучения функций растений. Результаты исследований и анализов студенты используют для выполнения курсовых и дипломных работ. Студентам-ботаникам СГУ неоднократно оказывали поддержку для проведения полевой практики в районах республики, наиболее интересных во флористическом и экологическом отношении (заказники, заповедники, памятники природы и т.д.). Совместная деятельность ИБ и вузов способствует отбору перспективной молодежи для обучения в аспирантуре. Ежегодно в аспирантуру по биологическим специальностям поступают 12-15 человек. Большинство успешно завершает обучение с предоставлением диссертационной работы. Институт биологии ежегодно организует и проводит молодежную научную конференцию "Актуальные вопросы биологии и экологии", в которой активное участие принимают студенты, аспиранты и преподаватели вузов. Проведены две научно-практические конференции по проблемам интеграции науки и образования в регионе. Совместная работа, получение немалых средств по гранту ФЦП "Интеграция" способствовали улучшению материально-технической базы, повышению уровня образовательного процесса и подготовки молодых специалистов. В современном мире наука и неразрывно сопряженное с ней высшее образование являются источником новых знаний, наукоемких технологий, способствуя тем самым устойчивому развитию и конкурентоспособности региона и страны. В перспективе планируется существенное расширение взаимодействия Института биологии с вузами по нескольким направлениям: – осуществление совместных фундаментальных, поисковых и прикладных исследований; – разработка и производство наукоемкой продукции; – совместное проведение научных конференций, школ и конкурсов для студентов, аспирантов, молодых преподавателей и сотрудников вузов и научных организаций; – поддержка совместных экспедиционных и полевых исследований; – формирование единой информационной базы в целях совершенствования образовательного процесса, изучения и применения новых методов ведения научных исследований; – создание совместных центров коллективного пользования приборами и оборудованием. Все это послужит созданию оптимальных условий для развития научно-технического и кадрового потенциала региона в области изучения биологических ресурсов, разработки научных основ рационального природопользования и охраны среды на европейском северо-востоке России. Литература 1. Научно-образовательный центр БИОГИС / Головко Т.К., Маркаров А.М., Тарбаева В.М. и др. Сыктывкар, 2001. 21 с. 2. Головко Т.К. Интеграция высшего образования и фундаментальной науки в области биологии и экологии: научно-образовательный центр БИОГИС // Тез. докл. II респ. науч.-практ. конф. "Интеграция высшего образования и фундаментальной науки в Республике Коми" (Сыктывкар, 20 декабря, 2000 г.). Сыктывкар, 2000. С. 3-6. 3. Долгин М.М. Результаты научно-исследовательской работы кафедры-лаборатории экологии беспозвоночных животных за 1997-2000 гг. // Там же. С. 6-8. 4. Пахучий В.В. Опыт интеграции высшего образования и фундаментальной науки в связи с созданием кафедры-лаборатории лесного хозяйства // Там же. С. 13-15. 5. Рязанов М.А., Безносиков В.А. Организация и результаты работы лаборатории-кафедры "Экологической химии" // Там же. С. 17-19. 6. Тарбаева В.М. Успешный опыт интеграции высшего образования и фундаментальной науки в области биологии и экологии в Республике Коми // Там же. С. 19-21.
Логотип -
Начало -
Общие
сведения -
Структура -
Научная деятельность 3495 посещений с 04.05.2002 |