ЛЕТНЯЯ ПОЛЕВАЯ-2001
Научные интересы: акарология, экология, биоразнообразие. После окончания I курса студенты-биологи Сыктывкарского университета впервые выезжают на летнюю полевую практику по зоологии беспозвоночных. Цель летней практики - наблюдение и изучение беспозвоночных в природных условиях. То, что зимой изучали по фиксированному материалу, микропрепаратам, музейным экспонатам, иногда и по рисункам в учебниках, сейчас можно увидеть живыми, потрогать, наблюдать, как они летают, плавают, ходят, дышат, кормятся, то есть - как живут. Практика проходит на биостанции университета недалеко от пос. Приозерный в Корткеросском районе нашей республики. Биостанция, которая имеет красивое название "Белоярская", расположена в сосновом бору на высоком берегу р. Вычегда. Она была основана в 1974 г. и для более чем 25 поколений биологов осталась добрым ярким воспоминанием студенческих лет. Первые годы на биостанции - это обеды, приготовленные на костре, комары в тарелке с супом, керосиновые лампы по вечерам. Сейчас, как и много лет назад, любимые блюда - макароны по-флотски, каша с тушенкой, суп из пачек, только все это готовят уже на электрических плитах и употребляют в уютной столовой. Готовят вкусную еду сами студенты по очереди. Из полевого дневника: Дежурили на кухне с 4.00 до 21.00. Цивилизованной базой с ухоженными жилыми помещениями, удобными лабораториями, телефонной связью, электрическим насосом для накачки воды, баней, биостанция стала благодаря многолетней работе заведующего - выпускника кафедры зоологии В.Г. Степанова, а также участию в хозяйственных работах самих студентов. В программе практики изучение водной, наземно-воздушной и почвенной фауны. Все начинается с полевых экскурсий. Во время экскурсий студенты начинают делать записи в своих первых полевых дневниках. Учимся наблюдать за животными, ... Из полевого дневника: 19.06.01. Массового полета стрекоз не наблюдали. Наблюдали полеты комаров, оводов. Из другого полевого дневника: 19.06.01. Была проведена экскурсия на оз. Длинное. Над водоемом летают стрекозы. Ближе к левому травянистому берегу на воде плавает мусор (лесной). 21.06.01. Оз. Длинное. Летали насекомые, быстро. Человеческий глаз не мог рассмотреть насекомых на лету. ... характеризовать погодные условия. Из полевого дневника: 20.06.01. Погода: Т +12°, влажно, облачно и очень холодно. 21.06.01. Погода: Т +12°, влажно, но теплее. 23.06.01. Погода: Т +18°, пасмурно, но тепло. 27.06.01. Погода: чистое безоблачное небо; светит солнце, но ветрено. 23.06.01. Погода: небо затянуто облаками и тучами, поют птицы, ветер, комары. Самое яркое впечатление производит первая экскурсия на водоем. Казавшийся на первый взгляд поч-ти безжизненным, в действительности он наполнен самыми разнообразными организмами. По поверхности воды скользят водомерки, по нижней стороне поверхностной пленки воды медленно ползут прудовики, вблизи берега у самого дна изгибаются черные пиявки, снуют маленькие жучки-плавунцы. Стоит зачерпнуть капроновым сачком грунт со дна водоема - и в нашем улове личинки поденок, настоящих стрекоз и стрекоз люток. Если повезет, попадется крупная хищная личинка плавунца окаймленного с мощными челюстями, личинки ручейников со своими домиками. Всех берем живыми и в бидончиках, банках приносим в лабораторию. Здесь выпускаем их в аквариумы, кюветы и наблюдаем, как по-разному водные обитатели передвигаются, дышат, питаются. Кто-то из студентов кормит хищных личинок стрекоз, жуков плавунцов, другие наблюдают больших ложноконских пиявок, волнообразно изгибающих свое тело, третьи торопятся посмотреть под микроскопом каплю воды из озера: там кишат простейшие, мелкие ракообразные - дафнии, циклопы. В аквариумах надолго поселяются моллюски, личинки жуков, стрекоз, паук-серебрянка строит свой подводный домик из воздуха. Ежедневно наблюдаем за питанием хищников и удивляемся их прожорливости. Из полевого дневника: Личинка жука 5 см съела щуренка 7 см. Мы проводим несколько экскурсий на различные водоемы, которые находятся в окрестностях биостанции: стоячие (озера Длинное, Прирусловое, Красивое), текущий (река Вычегда), пересыхающие; сравниваем их население. Из полевого дневника: 20.06.01. ...Небольшие засыхающие пруды очень богаты живностью, в особенности личинками поденок. В одном из водоемов было особенно много щитней, а во многих других водоемах они отсутствовали. Исследуемые воды также были богаты водяными клопами и водяными клещами. 21.06.01. Спустились к р. Вычегда. До глубины сапог организмов не обнаружено. Следующий объект наших наблюдений - луг. Предпринимаем несколько экскурсий на луга, которые в это время поражают великолепием цветущего разнотравья. Здесь можно встретить представителей самых разнообразных отрядов насекомых. Это и типично луговые виды (бабочки, кузнечики, мухи, шмели), и прилетающие сюда из леса (жуки-усачи), и связанные с водоемами (стрекозы, ручейники, поденки). Летающих над лугом, сидящих на цветках насекомых ловим марлевым сачком, находящихся в траве собираем методом кошения по траве сачком. Внимательно осматривая растения, можно обнаружить беспозвоночных, которые находят на них свой корм. Переполненные впечатлениями от увиденного и довольные содержимым наших морилок, возвращаемся на базу. Затем мы проводим комплексные экскурсии в различные типы леса: сосновый, еловый, смешанный. Осматриваем здоровые и пораженные вредителями деревья. Наблюдаем за теми, кто бегает в поисках пищи по поверхности почвы. Это жужелицы, пауки, муравьи. В сосновом лесу на песчаной почве находим маленькие воронки личинок муравьиных львов, которые располагаются вблизи муравейников или муравьиных дорог. Наблюдаем, как оступившийся в воронку бедняга муравей пытается выбраться из нее по осыпающимся стенкам, как молниеносно на дне воронки показываются мощные челюсти личинки и, схватив муравья, вновь скрываются в песке. Переворачиваем разлагающиеся стволы деревьев, пни, расщепляем их трухлявую древесину, отыскивая характерных обитателей этого субстрата. Берем почвенные пробы размером 1 кв. м; разбираем, тщательно просеивая через пальцы каждый комочек, извлекаем животных. Находим типичных для наших северных лесов почвенных обитателей: дождевых червей, энхитреид, личинок жуков-щелкунов, личинок жужелиц, многоножек - костянок и геофилюсов. В лаборатории мы рассмотрим морфологические приспособления животных к жизни в специфической среде обитания - почве. Из полевого дневника: 26.06.01. Взяли пробу почвы на глубину длины лопаты. 28.06.01...Взяли пробу почвы земли на том же лугу. Отбираем пробы на микрофауну, приносим в лабораторию, выгоняем животных на самодельных эклекторах. Рассматриваем под микроскопом панцирных и гамазовых клещей, ногохвосток, мелких жучков, двукрылых, их личинок. Массовый материал по панцирным клещам позволяет проследить морфологические приспособления видов к обитанию в том или ином почвенном горизонте. Здесь и обитатели поверхности почвы: крупные, с широко расставленными ногами, длинными щетинками, крыловидными образованиями, под которые они прячут свои ноги при нападении хищников; и обитатели толщи подстилки: массивные, с клиновидным телом, короткими и толстыми ножками; и изящные тонкопанцирные клещи - обитатели мелких почвенных скважин. Знания, полученные на экскурсиях, пытаемся осмыслить; объяснить, как условия обитания, складывающиеся в данном растительном сообществе, оказывают влияние на формирование комплекса фауны беспозвоночных. К середине практики в полевых дневниках появляются глубокомысленные замечания, рассуждения. Из полевого дневника: 27.06.01. Мы в сосновом бору. На лесных песчаных дорожках подземные ходы муравьев. Задается вопрос: это все один гигантский муравейник или разные? ... Складывается чувство, что поздняя весна отразилась на жизни ксилофагов и, возможно, погода сделала их малоактивными. В "свободное" время ребята ставят банки-ловушки для отлова быстробегающих по поверхности почвы хищных жуков, пауков; охотятся за тушками распотрошенных второкурсниками птичек и полевок, чтобы превратить их в приманку для насекомых - мертвоедов. Конечно, хватает времени и на дискотеки, и на вечерние чаепития, и на купание в реке. На экскурсиях студенты собирают беспозвоночных различных классов и отрядов, в лаборатории определяют их и оформляют коллекции. Водных и почвенных беспозвоночных, а также личинок насекомых - вредителей леса кладут в пробирки и баночки и заливают формалином. Взрослых насекомых монтируют на энтомологические булавки и составляют из них систематические коллекции в энтомологических коробках. Каждый экземпляр коллекции этикетируется. Все сборы после практики мы сдаем на кафедру зоологии. Лучшие экземпляры отбирают сотрудники зоологического музея для демонстрационных коллекций, часть материала поступает в научные коллекции, часть - используют как раздаточный материал на занятиях малого и большого практикумов по зоологии беспозвоночных, при проведении спецкурсов. Собранные коллекции студентам нужны при сдаче зачета по полевой практике. На зачете, который делится на два блока (водная фауна и наземно-воздушная фауна), они должны показать знание особенностей биологии и экологии видов, уметь узнавать животных "в лицо", называть их по-русски и по латыни. В последние два дня перед зачетом повсюду слышна многократно повторяемая латынь: апория кратеги, апория кратеги, агриотес пилозус, дитискус маргиналис, апория кратеги... Поток информации велик, названия животных порой плохо запоминаются. Из полевого дневника: 28.06.01. Почвенная проба из черничника: один дождевой червь, три палочника (читай: проволочника), две личинки жуков. Ночью (24.00-3.00) ходили на ночную экскурсию на заливные луга. Поймали бабочку, предположительно медведка (читай: медведица), других лесных бабочек, очень похожих на мотылей (читай: молей ). 29.06.01. На берегу реки поймали златовласку обыкновенную (читай: златоглазку). В первые дни практики студенты выбирают темы индивидуальных работ, которые выполняют группами по два-четыре человека параллельно с общей программой. Индивидуальная работа - это первая самостоятельно выполняемая научная работа первокурсника. Необходимо освоить методы полевого сбора материала по определенной систематической группе, обработать его, получить и осмыслить результаты, представить их в оформленном виде. Несомненно, это работа творческая, которая увлекает и зажигает. Охота пуще неволи - и студенты в любую погоду выходят на сбор материала, сидят до полуночи в лаборатории, игнорируя дискотеки, определяют животных, читают имеющуюся литературу. Особенно обычными ночные бдения становятся накануне защиты, когда напряженно работает мысль, пишутся тексты индивидуальных работ. На нашу первую научную конференцию, которая логически завершает весь процесс практики, мы приглашаем второкурсников и старшекурсников. Ребята, волнуясь, делают доклады, показывают свои коллекции, отвечают на вопросы заинтересованных гостей. Порой разгораются дискуссии. Этим летом нашей подгруппой выполнено пять индивидуальных работ. 1. "Видовое разнообразие панцирных клещей эпифитных лишайников в окрестностях биостанции" (Ю. Шорохов, М. Кузнецов). Выявлен видовой состав панцирных клещей, рассмотрено их относительное обилие в слоевищах эпифитного лишайника гипогимния физодес, растущих на разных породах деревьев (сосне, березе, рябине, черемухе) и на разной высоте произрастания лишайника. Сделан вывод, что наиболее высокая численность орибатид и большее видовое богатство характерно для эпифитов, произрастающих у основания стволов деревьев. Видовой состав ядра доминантов был различным на разных породах деревьев. Авторы познакомились с морфологическими особенностями панцирных клещей различных жизненных форм. Впечатления о практике. Юра Шорохов: Я ехал на биостанцию как на "курорт", но в итоге мне пришлось много работать, проводя почти все время в лаборатории, исходя из специфики моей индивидуальной работы. Миша Кузнецов: Находясь на биостанции, мы познакомились с различными представителями водной, воздушной и почвенной фауны. В аквариумах мы наблюдали за водными животными: их движением, питанием, дыханием. Наблюдая за воздушной и почвенной фауной, мы многое узнали об их образе жизни. Мы осваивали разные методики сбора насекомых, мне больше всего понравился сбор ксилофагов. 2. "Почвенная мезофауна окрестностей биостанции СГУ" (К. Лисовский, М. Киселев). Изучался видовой состав почвенной мезофауны в пяти растительных сообществах. Наиболее разнообразным было население елово-соснового леса. Сделан вывод, что видовое богатство и численность животных связаны с мощностью гумусового горизонта, которая, в свою очередь, определяется типом леса. На примере собранных животных охарактеризованы морфологические приспособления беспозвоночных к обитанию в почве. Впечатления о практике. Миша Киселев: Когда была экскурсия на оз. Длинное, я впервые в жизни увидел, как извиваются пиявки; очень интересно было наблюдать за гладышем, хищной и очень прожорливой личинкой плавунца. Костя Лисовский: В целом на биостанции было неплохо. Мы занимались интересной исследовательской деятельностью, и скучно не было. Природа поражала своей красотой. Было несколько солнечных дней, и мы имели возможность позагорать, так что все было замечательно! Из насекомых меня поразил муравьиный лев. Наблюдать, как он охотится, - это очень интересное и захватывающее дух зрелище. Меня также очень заинтересовал доклад о муравьях. Образ жизни муравьев кажется мне интереснейшим явлением природы, которое достойно изучения. 3. "Видовое разнообразие чешуекрылых окрестностей биостанции СГУ" (Е. Юшкова, А. Гордеева). Освоены методы сбора чешуекрылых, обработки полевого материала. Составлена коллекция дневных и ночных бабочек, проведен сравнительный анализ населения чешуекрылых нескольких растительных сообществ, приведены данные об активности дневных и ночных бабочек. Из полевого дневника: 28.06.01. Ходили на ночную экскурсию на заливные луга. Видели, как спят бабочки. 4. "Муравьи окрестностей биостанции СГУ" (Е. Стахиева, Ю. Попова). Выявлен видовой состав муравьев в окрестностях биостанции, получены данные об их пространственном распределении. Составлена карта-схема муравейников, расположенных в сосняке беломошном, примыкающем к базе, и муравьиных дорог на этой территории. Проводились наблюдения за жизнью отдельных муравейников: поведением муравьев, их суточной активностью в различную погоду. Пик активности муравьев в ясную погоду приходился на дневные часы. 5. "Жуки окрестностей биостанции СГУ" (Н. Вдовина, Е. Вокуева, А. Кузиванова, Ю. Шабалина). Освоены методы сбора жесткокрылых различных экологических групп. Выявлен видовой состав жуков в окрестностях биостанции, проанализирована видовая насыщенность семейств. Проведен сравнительный анализ видового состава, таксономического разнообразия, суточной активности жуков на двух разнотравно-злаковых лугах. Составлена систематическая коллекция жесткокрылых 50 видов. Впечатления о практике. Наташа Вдовина: За время, проведенное на биостанции, я познакомилась с различными представителями водной, наземно-воздушной и почвенной фауны. Кроме того, я попробовала свои силы в первой в моей жизни научной конференции. Приобретенные знания ребята уже могут передать другим. Четверка работающих с объектами почвенной фауны (К. Лисовский, М. Киселев, М. Кузнецов, Ю. Шорохов) во время практики с успехом провели занятие со студентами-экологами. Наши ребята уже подготовлены теоретически и им было что показать: богатые сборы мезофауны, эклекторы для выгонки микрофауны, микропрепараты панцирных клещей. Вернувшись домой с практики, все обязательно просветят младших братьев и сестер, родителей. Осенью нас пригласили сделать доклады по индивидуальным работам в Торгово-экономический колледж на занятиях проводимого там курса "Экология". Сейчас мы готовимся к этим выступлениям. Самое же главное, на мой взгляд, что случается на летней полевой практике - это удивление, восхищение тем миром, который зовется Природа, это открытия - для каждого свои. Кого-то поразит совершенство организации крошечных существ, кто-то будет тронут неброской красотой ночной бабочки, кто-то встретится взглядом с майским жуком. Появляется чувство единения с природой, уважения к ее созданиям; и эти бабочки и жуки невидимо, но прочно привязывают к себе навсегда.
Логотип -
Начало -
Общие
сведения -
Структура -
Научная деятельность 3689 посещений с 30.12.2001 |