WIN - KOI - DOS - ISO - MAC - LAT



ВТОРАЯ ЛИХЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ЭТО УЖЕ ТРАДИЦИЯ

докторант О. Лавриненко, С. Плюснин

В начале мая 2001 г. лихенологи всей страны и ближайшего зарубежья собрались в г. Волгоград для участия в работе Второй российской лихенологической школы и международного симпозиума молодых лихенологов. Первая школа состоялась в начале августа прошлого года в г. Апатиты и, как заметил председатель организационного комитета Алексей Алексеевич Заварзин, появление на свет Второй школы произошло как нельзя вовремя – ровно через девять месяцев. Тридцать три участника школы (фото 1) съехались со всех концов страны – от самых восточных ее рубежей (о. Сахалин) до западных приграничных государств (Украины и Белоруссии), от южных (Калмыкия) до северных (Мурманская область, Коми) районов.

Тема Второй школы "Лишайники аридных территорий" была обусловлена местом ее проведения – юг Волгоградской и север Астраханской областей, которые характеризуются значительной континентальностью и аридностью климата. Рельеф на большей части равнинный, но имеется развитая система оврагов и балок, встречаются всхолмленные, а также засоленные участки, выходы мелов и известняков. Все это обусловливает достаточное разнообразие экотопов и соответственно видовое богатство лишайников. В программу Школы входили экскурсии в степные участки (опустыненные, ковыльные, типчаковые, полынные), на выходы известняков и в байрачный лес, встречающийся в виде отдельных островков по степным балкам и сложенный дубом, липой, вязом и другими породами. Мы познакомились с представителями родов Xanthoparmelia, Acarospora, Diploschistes, Fulgensia, Neofuscelia, Toninia и другими, обитающими исключительно в степных сообществах. Своеобразными и очень, на наш взгляд, привлекательными являются специализированные обитатели степи из отдела свободноживущих – Aspicilia esculenta, A. fruticulosa и A. vagans (то, что в народе называют манной небесной).

Самой запоминающейся осталась экскурсия в Богдинско-Баскунчакский заповедник. Озеро Баскунчак и гора Большое Богдо представляют собой солянокупольную структуру, которая контрастирует с окружающей гладью степи. Собственно озеро Баскунчак есть не что иное, как компенсационная мульда, заполненная переотложенной пермской солью. Вода озера – это насыщенный раствор NaCl, в котором способны существовать лишь два вида бактерий. Гора Б. Богдо является наиболее значительным (150 м над ур.м.) локальным поднятием во всей Прикаспийской низменности. Основание горы сложено пермскими песчаниками и глинами (красного цвета), а вершина – глинами и известняками триасовой системы. Около 15-10 тыс. лет назад вершина горы Большое Богдо оставалась единственным островком посреди безбрежного моря, разлившегося на территории Прикаспийской низменности, поэтому флора лишайников этой возвышенности уникальна. 34 таксона имеют здесь свой Locus classicus.

Характерной особенностью рельефа территории, окружающей озеро, является наличие карстовых форм в местах выхода на поверхность гипсов. Наиболее распространены воронки и колодцеобразные провалы, глубина которых достигает 25 м. На гипсовой почве обитают эндемичные виды лишайников, например, Psora Saviczii, чешуйки которой имеют розовый цвет.

Школа потому и называется школой, что экскурсии перемежались лекциями и практическими занятиями, посвященными отдельным представителям мира лишайников. Практические занятия с подробной характеристикой представителей тех или иных родов и показом демонстрационного материала провели Т.В. Макрый (цианобионтные лишайники), Г.П. Урбанавичус (фисциевые), Д.Е. Гимбельбрант (кладонии) и О.А. Катенина (рамалины). Сотрудник Института молекулярной биологии РАН Н.В. Иванова прочитала лекцию "Молекулярные методы в лихенологии и микологии – смена "золотых стандартов" или разумный компромисс?". На сегодняшний день Наталья Владимировна является, пожалуй, единственным исследователем, который на протяжении нескольких лет успешно применяет молекулярные методы, в частности ПЦР, для изучения лишайников. В своей лекции она поделилась теми трудностями, с которыми сталкиваются исследователи при использовании молекулярных методов в решении спорных вопросов систематики грибов, в том числе и лихенизированных. В лекции сотрудника Института глобального климата и экологии Росгидромета и РАН Г.Э. Инсарова были изложены результаты изучения лишайников как индикаторов долговременных изменений климата.

Практически все участники школы представили пятиминутные сообщения возле своих постеров. Наше сообщение "Лишайники песчаных обнажений на территории восточно-европейских тундр" было приближено к теме школы и перекликалось с сообщениями о лишайниках аридного элемента других территорий России.

Неоценимая заслуга школы в том, что она позволила завязать новые знакомства, в неформальной обстановке обсудить близкие всем лихенологам проблемы, а также получить консультации более опытных коллег-лихенологов. В заключении хочется отметить отличную организацию Школы, которая состоялась при поддержке фонда "Интеграция" и под патронажем международной лихенологической ассоциации (IAL), и поблагодарить Оргкомитет (А.А. Заварзина, фото 2; В.Г. Кулакова и Е.Э. Мучник).

На Второй школе родился гимн лихенологов (авторы А.М. Веденеев и О.С. Меркулова) – задорная песня, которую все полюбили и дружно пели у костра во время ночевки на оз. Баскунчак. Вот лишь некоторые ее куплеты:

В далекий Волгоград со всех концов страны
Съезжались лихенологи, на спинах рюкзаки
И кое-что еще, и кое-что другое,
О чем не говорят, и чему не учат в школе.
В автобусе битком и ехать не ахти,
Нам в бедные бока впиваются локти
И кое-что еще, и кое-что другое,
О чем не говорят, и чему не учат в школе.
Повсюду во степи, куда не погляди,
Ритмично колыхаются ботаников зады
И кое-что еще, и кое-что другое,
О чем не говорят, и чему не учат в школе.
В руках по молотку, в зубах большой тесак,
А губы шепчут вслух – эх, мать твою растак,
И кое-что еще, и кое-что другое,
О чем не говорят, и чему не учат в школе.
Искали на мелах кусочки аспицилий,
Отчаявшись, потом всех змей переловили
И кое-что еще, и кое-что другое,
О чем не говорят, и чему не учат в школе.
Ах, как я не люблю байрачные леса,
Оставить можно там на веточках глаза
И кое-что еще, и кое-что другое,
О чем не говорят, и чему не учат в школе.
Наш Дима Гимбельбрант нам лекцию читал
И этим настроение нам очень поднимал
И кое-что еще, и кое-что другое,
О чем не говорят, и чему не учат в школе.
Гора Большой Багдо не зря пугает нас,
На почве минус пять, мы отморозим таз
И кое-что еще, и кое-что другое,
О чем не говорят, и чему не учат в школе.
А Гена Урбанавичус, он фисции изучал
И даже в темноте на ощупь отличал
И кое-что еще, и кое-что другое,
О чем не говорят, и чему не учат в школе.



Логотип - Начало - Общие сведения - Структура - Научная деятельность
Информационные ресурсы - Новости - Поиск по серверу - Карта сервера

поиск по серверу

3270 посещений с 21.09.2001
Последнее изменение 14.09.2001

(c) Institute of Biology, 1999