ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ В ВОПРОСАХ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ А. Боровинских, Е. Изъюров Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Преобладание в России в целом и Республики Коми в частности сырьевой составляющей способствовало развитию и обострению на рассматриваемых уровнях экологических проблем. К их числу необходимо отнести загрязнение земель, водных объектов, атмосферного воздуха, сокращение лесных площадей, проблемы с утилизацией отходов производства и т.п. В связи с этим в научных кругах и обществе в целом за последнее время широко обсуждается тема традиционного природопользования, рассматриваемая часто как альтернатива преобладающей в настоящее время схеме природопользования и единственно возможное направление действительно устойчивого развития общества. Примечательно, что понятие "традиционное природопользование" впервые раскрывается в отрасли права, регулирующего вопросы развития Севера. В федеральном законе "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации", принятом в 1996 г., традиционное природопользование раскрывается как исторически сложившиеся способы освоения окружающей природной среды на основе долговременного, экологически сбалансированного пользования главным образом возобновляемыми природными ресурсами без подрыва способности к устойчивому воспроизводству и снижения разнообразия природных ресурсов. Дальнейшее развитие законодательства в этой области, выразившееся в принятии таких федеральных законов как "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (1999 г.), "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока" (2001 г.), конкретизировало область рассматриваемого понятия, привязав его к коренным малочисленным народам. К числу последних законодатель отнес народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее пятидесяти тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден постановлением правительства Российской Федерации (№ 255 от 24 марта 2000 г.). Согласно этому, в Республике Коми проживают такие представители малочисленных народов (манси, ненцы, ханты). Кроме того, также постановлением правительства Российской Федерации (№ 22 от 11 января 1993 г.) установлен перечень районов проживания малочисленных народов. В Республике Коми к таким районам отнесены Ижемский и Усть-Цилемский районы, а также территории, административно входящие в состав муниципального образования "Город Усинск" (кроме территории самого города) и пос. Юсьтыдор, находящегося в составе муниципального образования "Город Инта". Общая численность малочисленных народов Севера, проживающих в Республике Коми к началу 2000 г., по данным министерства по делам национальностей Республики Коми составила 653 человека. При этом больше половины из них (около 340 человек) проживало на территории муниципального образования "Город Воркута", не относящегося к районам проживания малочисленных народов. Основными видами деятельности представителей малочисленных народов, проживающих в республике, являются оленеводство, рыболовство и частично народные промыслы. Необходимо обратить внимание на то, что районы проживания малочисленных народов не тождественны территориям традиционного природопользования. К районам проживания, как было показано выше, могут относиться территории, находящиеся в административных границах как отдельных поселков, так и муниципальных образований в целом. Территории традиционного природопользования – это особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Причем традиционное природопользование применительно к коренным малочисленным народам раскрывается в законодательстве уже как исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование, способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов этими коренными малочисленными народами. Законодатель установил, что территории традиционного природопользования могут быть федерального, регионального и местного значения и соответственно они образуются решением правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации иди органов местного самоуправления. Следует обратить внимание на то, что правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается положениями об этих территориях, утверждаемых органом, принявшим решение об их создании. Кроме того, следует подчеркнуть, что, во-первых, законом допускается пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования, гражданскими и юридическими лицами в целях предпринимательской деятельности при условии соблюдения ими правового режима этих территорий. Во-вторых, допускается изъятие земельных участков и других обособленных объектов, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования для государственных нужд при условии предоставления лицам из числа коренных малочисленных народов равноценных участков и других природных объектов, а также возмещение убытков при таком изъятии. Как было сказано выше, одним из основных традиционных видов деятельности малочисленных народов в Республике Коми является оленеводство. Общая площадь оленьих пастбищ составляет в республике свыше 9 млн. га, из них свыше 5.7 млн. га переданы в пользование оленеводческим хозяйствам Республики Коми, а остальные площади переданы в аренду оленеводческим хозяйствам Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Ханты-мансийского автономных округов с установлением нулевой ставки арендной платы. Следует обратить внимание на то, что в настоящее время площади, используемые оленеводческими хозяйствами под оленьи пастбища, переданы им для целей побочно лесопользования, так как все эти площади расположены на землях лесного фонда, т.е. в основе регулирования использования этих земель лежит лесное законодательство. Таким образом, применительно к Республике Коми нужно сказать, что здесь в настоящее время присутствуют отдельные виды традиционного природопользования в том понимании, как это раскрывается действующим законодательством. В первую очередь необходимо назвать оленеводство. В то же время в республике отсутствуют территории традиционного природопользования в понимании, определенном законом. Традиционным природопользованием в республике занимаются не только представители коренных малочисленных народов, но и представители других народов, например, коми, постоянно проживающие в местах проживания и традиционного хозяйствования малочисленных народов. В этом случае федеральным законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" определено, что на лиц, не относящихся к малочисленным народам, могут распространяться положения законодательства о малочисленных народах. Однако для этого необходимо принятие специального закона Республики Коми. Все эти и другие вопросы пока еще достаточно новые для нас и поэтому требуют серьезного исследования с тем, чтобы найти оптимальные пути развития традиционного природопользования, учитывающие и требования охраны окружающей среды и специфику использования природно-ресурсного потенциала Республики Коми. Решение этих вопросов лежит, в первую очередь, через формирование соответствующей нормативно-правовой базы.
Логотип -
Начало -
Общие
сведения -
Структура -
Научная деятельность 3257 посещений с 13.09.2001 |