ВСТУПАЯ В НОВЫЙ ВЕК 2000-й год открыл дверь в новый XXI век, и представлявшееся ранее далеким и загадочным будущее стало нашей обыденной жизнью, в которой большая часть проблем порождена самим человеком в безудержной гонке за материальными благами, создавшим искусственную среду обитания, причем настолько агрессивную, что теперь надо серьезно думать, как ее обуздать и сделать хотя бы относительно безопасной для самого себя и естественной природной среды. Весь вопрос в том, а сможем ли мы наконец-то разрешить те извечные противоречия между огромным природно-ресурсным потенциалом и патологическим неумением использовать их не во вред себе, а во благо, между необходимостью очередного рывка в экономическом развитии и ухудшением состояния природы. Многое будет зависеть от того, насколько трезво руководство республики, промышленная и экономическая элита, и вся общественность оценят существующие и потенциальные угрозы и опасности экологического характера. Недавно, отвечая на вопросы канадских журналистов в ходе своего визита в Канаду, В.В. Путин высказался в том смысле, что, если б его судьба сложилась иначе, он, возможно, стал бы не политиком, а экологом, ибо считает дело охраны природы чрезвычайно важным для человечества. Это хорошо, что появился президент с таким образом мышления, ибо можно надеяться, что руководители всех рангов и промышленные "генералы" будут иначе относится к экологическим проблемам. Вопросы экологической безопасности населения и территории республики всегда носили проблемный характер, так как их решение в первую очередь касалось финансовой базы. Действующее законодательство до настоящего времени не имеет четких границ по процентному соотношению привлечения инвестиций на природоохранные цели, и принцип "остаточного финансирования" действует не только на предприятиях промышленности, но и в бюджетах всех уровней. Проблемными остаются структура и механизм управления природоохранной деятельностью. Создание в 1988 г. союзного Госкомитета по охране природы вселяло надежду на организацию единого природоохранного органа, обеспечивающего государственный контроль как за состоянием окружающей среды, так и рациональным использованием всех природных ресурсов. Но, как оказалось, "трудно сшить одеяло из лоскутов". Наличие девяти специально уполномоченных органов исполнительной власти РФ, выполняющих порой параллельные функции госконтроля, послужили поводом для лоббирования процесса реструктуризации природоохранного органа, который в 2000 г. претерпел значительные изменения, и в первую очередь за счет ликвидации муниципальных подразделений и инспекций экоаналитического контроля. В сложившихся условиях Правительство и Глава Республики Коми приняли решение о сохранении этих подразделений и инспекций с передачей их в состав Минприроды РК, что позволило устранить негативные последствия реформы на федеральном уровне. В целях нормативно-правового обеспечения республиканской вертикали в области экологически безопасного и рационального природопользования нами инициирована разработка проекта Закона РК "О природоохранной деятельности в Республике Коми". Острой остается проблема разгерметизаций на трубопроводном транспорте. К предприятиям нефтегазодобывающей отрасли "присоединились" и предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Несмотря на проводимую природоохранную работу нефтедобывающими предприятиями, количество разгерметизаций остается достаточно высоким – до 250 в год. Основной причиной остается коррозионный износ трубопроводов, в целях предупреждения которого решением КЧС прекращено применение труб без антикоррозионного покрытия. В жилищно-коммунальном комплексе основными являются разгерметизации и засоры на сетях канализации, большая часть которых была построена в 60-70-е годы прошлого столетия, без учета увеличения объемов строительства жилья и значительного финансового обеспечения на их замену. По состоянию на 01.01.2000 г. только на замену и реконструкцию сетей необходимо около 100 млн. руб. Учитывая дефицит республиканского бюджета, проблема на ближайшее время останется без реальных изменений. В новый век республика вступила и с проблемой размещения и утилизации отходов производства и потребления. На ее территории находится свыше 10 тыс. предприятий, организаций и учреждений, деятельность которых связана с образованием промышленных и бытовых отходов, их переработкой, хранением и захоронением. По состоянию на 01.01.2001 г. в республике накоплено более 206 млн. тонн отходов производства и потребления, из них за 2000 г. – около 7.3 млн. тонн, около 12 % которых используют в качестве вторичных энергоресурсов и удобрений (куриный помет), строительных материалов для отсыпки дорог и площадок под строительство объектов. На ОАО "Сыктывкарский лесопромышленный комплекс" в 2000 г. введен в эксплуатацию новый утилизационный котел, для которого в качестве топлива используют древесные отходы (опилки, кора) – за год это составило 235 тыс. тонн, а величина предотвращенного экологического ущерба при использовании отходов производства – 5.4 млн. рублей. В г. Воркута низкая степень утилизации промышленных отходов (сухой золы ТЭЦ, угольных шламов, горной породы) обусловлена отсутствием потребности в их использовании в связи со свертыванием строительных работ. В г. Сыктывкар проведена работа для определения площадки строительства предприятия по переработке ТБО и промышленных отходов города. В настоящее время ЗАО "Гипробум" (Санкт-Петербург) проектирует технико-экономическое обоснование названного предприятия. Строительство предполагается начать с 2003 г. за счет средств городского бюджета. Одна из специфических экологических проблем европейского Севера связана с осуществлением пусков ракет-носителей и баллистических ракет. Так, расположенный в Архангельской области космодром Плесецк с 1966 г. использует территорию республики для сброса отделяющихся частей ракет-носителей (ОЧРН). В последние годы проблема обеспечения экологической безопасности объектов оборонного комплекса, в особенности ракетно-космической техники, привлекает пристальное внимание исследователей и общественности, как в целом по Российской Федерации, так и в Республике Коми. Комитет совместно с другими природоохранными ведомствами в ближайшие несколько лет планирует провести ряд исследований для уточнения характера и масштабов экологического воздействия в районах падения (РП) ОЧРН. В 2000 г. представители Комитета совместно с ГРИНПИС провели в РП "Вашка" отбор проб остатков ракетного топлива из ОЧРН, земли и воды на месте падения, результаты будут получены в первом полугодии 2001 г. Институт биологии Коми НЦ УрО РАН провел исследование лесов в Удорском районе РП "Вашка" с целью выявления воздействия падения ОЧРН с керосинно-ракетным топливом на состояние лесных экосистем. В феврале 2001 г. Архангельской медицинской академией обследовано в Удорском районе около 900 человек из сел, граничащих с РП "Вашка". На землях республики расположено четыре действующих (916.6 тыс. га) и две ранее использовавшихся (471 тыс. га) РП ОЧРН. В июне 2000 г. был заключен договор между правительством республики и РВСН, в котором определено выполнение работ РВСН по детоксикации конструкций вновь упавших фрагментов, ликвидации проливов остатков ракетного топлива и рекультивации земель; а также разработка и согласование плана мероприятий экологического обследования и составление экологических паспортов РП "Печора" и "Вашка", а также плана мероприятий для реабилитации ранее использовавшихся на территории республики РП ОЧРН. Кроме того, в договоре определен порядок внесения компенсационных платежей за использование территории республики для размещения ОЧРН. Учитывая, что республика относится к лесосырьевым регионам, проблема лесных пожаров остается наиболее важной. К великому сожалению, значительная часть пожаров возникает по вине населения, и решение проблемы зависит прежде всего от бережного отношения людей к Лесу – живой части Природы, а не сырьевому ресурсу. Во Всемирный день охраны окружающей среды желаю всем работникам и специалистам природоохранных органов и служб, научным сотрудникам, оказывающим нам большую помощь, успехов в нашем общем нелегком деле! В. Козлов, зам. председателя
комитета природных ресурсов
по Республике Коми
Логотип -
Начало -
Общие
сведения -
Структура -
Научная деятельность 3217 посещений с 06.06.2001 |