WIN - KOI - DOS - ISO - MAC - LAT



МУЗЕЙ

ТВОРЧЕСКИЙ СОЮЗ СПЕЦИАЛИСТОВ - ОСНОВА РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ

Э. Литвиненко, заведующая музеем Института биологии

Слово "музей" впервые возникло в Древней Греции и обозначало место или учреждение, посвященное музам - божествам, покровительствующим искусствам и наукам. В их честь священные храмы и рощи украшались произведениями искусства. Такими высокохудожественными храмами-музеями были посвященный Аполлону храм в Дельфах, предназначенные Зевсу храмы в Олимпии и Додонс. Первыми крупнейшими музеями древности можно назвать Афины, Пергам, Антиохию.

Но самую большую известность получил богатейший музей в Александрии, основанный в начале III в. до н. э. В его состав входили библиотека, анатомический кабинет, ботанический и зоологический сад. Музей был знаменит и учеными, работавшими в нем, такими как Архимед, Евклид, К. Птоломей. Аристотель, которому принадлежит первая попытка положить основание научной зоологии, в целях пополнения зоологических и ботанических коллекций разослал по странам Малой Азии и Греции тысячу специальных сборщиков.

В Древнем Риме строили специальные временные портики для выставки коллекций, собранных в военных походах в богатые страны Востока. Римские термы зачастую служили хранилищами живописи, скульптуры, библиотек. Среди привезенных богатств были вещи не только красивые, но и любопытные в историческом отношении, свидетельствующие о нравах и обычаях других народов. Основой европейских частных и монастырских коллекций стали богатства Константинополя, столицы Восточной Римской империи, позднее - Виантии, после разграбления его крестоносцами.

Однако, в результате искусственного торможения развития наук в период феодализма и всесилия христианской церкви, собирательство долго оставалось скорее увлечением, чем серьезной научной деятельностью. Лишь к XV в. оно превращается в целенаправленное занятие, когда коллекционер отдает себе отчет, что и зачем он собирает Одним из первых таких коллекционеров был Лоренцо Медичи. Облеченный большой государственной властью, не чуждый и сам поэтического творчества, он покровительствовал искусствам и наукам. На основе коллекций, собранных родом Медичи во Флоренции, около 1375 г. была основана галерея Уффици, первоначально хранившая как художественные произведения, так и естественнонаучные памятники. Коллекционирование становится осмысленным, преследуя художественные и научные цели. В XVII в. стали составляться историко-археологические коллекции. В Голландии, обладавшей торговыми факториями в Индии, Африке и Америке, появляются аукционы по сбыту заморских редкостей. Высокого уровня достигает искусство препарирования, появляются специальные анатомические музеи, кунсткамеры -"палаты редкостей". На их основе возникают государственные хранилища. Но только в XIX в., в связи с развитием и обособлением различных наук, отделением науки от искусства, музеи разделились на художественные и естественнонаучные.

Одним из крупнейших естественнонаучных музеев мира является Британский музей естественной истории в Лондоне, основанный в 1700 г. Его первое здание было построено за счет средств, собранных организацией лотереи. В пополнении коллекций большую роль сыграла инициатива отдельных лиц, которые странствуя по свету или находясь по делам службы в колониальных владениях никогда не упускали возможности что-либо привезти для Британского музея. Здание музея отличается изящной и оригинальной архитектурой, а коллекции охватывают области зоологии, ботаники, минералогии.

Национальный естественноисторичсский музей в Париже зародился в 1625 г. как Сад лекарственных растений, а окончательно сформировался в бурях Великой Французской революции, включившей в орбиту своих забот преобразование Сада в автономное учреждение. В стенах этого крупнейшего научного центра Европы работала целая плеяда выдающихся ученых во главе с Ж. Кювье. В настоящее время в музее сосредоточены многочисленные коллекции, расположенные по систематическому признаку.

Американский музей естественной истории в Нью-Йорке, самый богатый по своим коллекциям в мире, сформировался в чрезвычайно короткий исторический срок (40 лет) в 1877 г. исключительно благодаря частной инициативе. Средства на организацию слагались из основного фонда членских взносов и добровольных пожертвований. Имея финансовую независимость, музей привлекал к созданию экспозиций крупных зоологов, живописцев, посылал дальние, прекрасно оснащенные экспедиции, что позволило ему собрать не только богатые коллекции, но и организовать крупные научные исследования. Здание музея обошлось в 8 млн. долларов, а на его содержание затрачивается ежегодно около 600 тыс. долларов (данные 1980 г).

Российские музеи возникали стихийно, развивались самостоятельно и независимо друг от друга, что исключило подражательство. Русское музееведение отличали практическая направленность и широкий просветительский характер. Зоологический музей РАМ в г. Санкт-Петербурге, крупнейший и один из самых старых в мире, имеет выраженную эколого-систематическую направленность. Его основы были заложены в 1698 г. Петром 1, привезшим из Голландии различные коллекции. В 1714 г. появилась Кунсткамера - первый исторический и естественнонаучный музей, известный анатомическими препаратами голландского д-ра Рюйша, прославившегося своим умением бальзамировать. Способы консервации, применявшиеся им, до сих пор неизвестны.

В основу Зоологического музея МГУ были положены подаренные П.Г. Демидовым (1808 г.) и А.С. Строгановым (1797 г.) коллекции, которые, к сожалению, были уничтожены пожаром 1812 г. По окончании войны, благодаря неутомимой энергии директора Г.И. Фишера фон Вальдгсйма и большим пожертвованиям, музей начал быстро восстанавливаться. На сегодня он далеко перерос рамки чисто учебного университетского мутнея и стал хранилищем уникальных научных ценностей. Особо богаты его коллекции по фауне Палеарктики.

Старейшие естественнонаучные музеи формировались во времена, когда биологическая наука была по преимуществу классификационной. Что определило формы их деятельности, структуру коллекционных фондов, круг интересов работающих в музее специалистов. В настоящее время классификационный уклон в биологии как будто отошел на второй план, отсюда возникают утверждения, что музеи - вчерашний день биологии. Но систематика по-прежнему остается тем фундаментом, на котором зиждется все здание биологии. Природа же систематики такова, что она по своей сути - "музейная наука". Изучение таксономического состава животного и растительного мира, обеспечение адекватности коллекционного фонда требованиям систематики, показ биологического разнообразия в музейной экспозиции всегда будут "парадигмой" естественнонаучных музеев. Особо приоритетным направлением музейного дела является сохранение биологического разнообразия. Эта идея, в отличие от аморфного призыва "сохранять окружающую среду", весьма конструктивна и конкретна: в музейных фондах накапливаются, исследуются, в его залах экспонируются материалы, которые являются исходными для понимания сущности таксономического разнообразия биоты. Связь деятельности музея с природоохранной проблематика необходимо не только принимать в расчет, пои в разумных пределах поощрять, т.е. непосредственно использовать коллекционные и материальные ресурсы в программах, но сохранению биоразнообразия.

Перспективным направлением является создание "мониторинговых" коллекций, материалы которых будут предназначены для изучения долгосрочной динамики некоторых аспектов разнообразия биоты, загрязнения природных -экосистем, мутационного груза и популяция живых организмов. В настоящее время в музеях, в основном, пока представлено только традиционное классическое фауно-таксономическос направление, основной формой деятельности являются учет и ревизия групп на уровне вида, рода или семейства. По будущее за филогенетико-таксономическим направлением, когда объектом анализа становятся крупные группы, а основанием для разработки системы - филогенетические реконструкции. Очень важным представляется развитие в музеях собственно морфологических исследований - таких, в которых морфологическая структура служит не средством (как в систематике), а предметом в анализе. Развитие систематики и морфологии в стенах музеев обогатило обе эти дисциплины.

Экспозиционная деятельность музеев в последние годы отходит на второй план, основные силы поглощает организация хранения коллекций. Но в современных условиях никакие рациональные доводы в пользу необходимости бережного отношения ко всему живому не способны породить что-либо иное, чем рациональное же - а потому неизбежно потребительское - отношение к природе. Решение противоречия делает очень актуальной методологическую проработку этой музееведческой проблемы. Поэтому музей кровно заинтересован в тесном сотрудничестве ученых-специалистов и специалистов в области организации экологических композиций. Залогом создания эмоционально насыщенной, талантливо выполненной ландшафтно-экологической группы является творческий союз работника музея, художника и научного исследователя.

Обрисовывая перспективы развития музейного дела, нельзя не сказать об огромном значении энтузиастов и единомышленников, которым интересен и нужен музей, без которых немыслимо его существование и здравствование.



Логотип - Начало - Общие сведения - Структура - Научная деятельность
Информационные ресурсы - Новости - Поиск по серверу - Карта сервера

поиск по серверу

3094 посещений с 28.05.2001
Последнее изменение 27.05.2001

(c) Institute of Biology, 1999