ИНТЕГРАЦИЯ ИНТЕГРАЦИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ЭКОЛОГИИ И ОХРАНЫ ЛЕСОВ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ д.с.-х.н. В. Пахучий Идея интеграции фундаментальной науки и высшего образования в Республике Коми практически была реализована задолго до официального принятия Федеральной целевой программы "Интеграция". Совместные стационарные и экспедиционные исследования, участие ученых Коми НЦ УрО РАИ в учебном процессе в Сыктывкарском государственном университете (СГУ), Коми государственном педагогическом институте (КГПИ), (Сыктывкарском лесном институте (СЛИ), помощь институтом Коми ИЦ высшим учебным заведениям республики приборами и оборудованием - вот далеко не полный перечень направлений, определяющих интеграционные процессы в республике, развивавшиеся по инициативе исследовательских институтов и ВУЗов. Аналогичные тенденции характеризовали и сотрудничество институтов (прежде всего института биологии Коми НЦ) и ВУЗов (ели и др.) в связи с решением проблем экологии и охраны лесов. Это связано с многопрофильностью направлений, охватываемых учебными планами подготовки инженеров лесного хозяйства, сознанием важности научного обеспечения при подготовке инженерных кадров, ориентированием на современные технологии как при выращивании лесов, так и при их рациональном использовании. Необходимо учитывать, что северные леса - это длительно развивающиеся, сложные экосистемы, действенная охрана которых возможна только на основе сочетания их познания и интенсивной работы в севере просвещения и образования. В Республике Коми около 29 млн. га покрытой лесом площади. Поэтому роль лесов в развитии общества и региона крайне важна. В недалеком прошлом около 40 % населения республики было связано с лесным комплексом. Образ жизни, культура, история местного населения сформировались в лесных условиях и были связаны с лесом. Поэтому естественна потребность именно здесь готовить специалистов, которые могли бы грамотно управлять лесными богатствами, не только рубить, но и сохранять, восстанавливать и выращивать лес. По инициативе руководства института в 1996 г. в СЛИ начата подготовка инженеров лесного хозяйства. Учитывая специфику дисциплин лесохозяйственного профиля, отличных от преподаваемых в СЛИ технических дисциплин, на начальном этапе формирования, кафедры лесного хозяйства были приглашены ученые и преподаватели из Института биологии Коми ИЦ, СГУ. Они читают лекции по ботанике, дендрологии, фитопатологии, энтомологии, лесной метеорологии, генетике, лесной селекции. Часть лабораторных занятий проводится в лабораториях и аудиториях Института биологии Коми НЦ, СГУ и КГПИ. Поэтому включение СЛИ в программу интеграции было естественным процессом, связанным в определенной степени с оформлением существовавших ранее учебных и научных взаимосвязей. Преподавательский состав лесного института, обеспечивающий подготовку будущих инженеров лесного хозяйства, формируется также за счет сотрудников Комитета лесов Республики Коми, других организаций и учреждений г, Сыктывкар, в процессе стажировок. Приглашают преподавателей из Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии. Они помогают "поднять" объемные по нагрузке и важные при подготовке инженеров дисциплины, такие как лесная таксация и лесоустройство, а также дисциплины, при проведении которых требуется специальное оборудование, картографическое обеспечение, аэро- и космоснимки. К последним прежде всего необходимо отнести аэрокосмические методы в лесном хозяйстве, С 1999 г. проводится подготовка преподавательских кадров в аспирантуре СЛИ по специальности "Лесоведение и лесоводство". Хотелось бы надеяться, что ядром аспирантского коллектива по данной специальности будут выпускники СЛИ 2000-2001 учебного года. В соответствии с учебными планами кафедра-лаборатория лесного хозяйства разрабатывают рабочие программы дисциплин, выполняет большой объем работ по закладке учебных и опытных объектов в природе. Постепенно сформируются представительные блоки таких объектов в Сыктывкарском и Корткеросском лесхозах. В Сыктывкарском лесхозе закладывается система тренировочных пробных площадей, определенный интерес здесь представляют высокопродуктивные ельники, прокладываются маршруты, охватывающие участки с различными типами леса и болотными массивами, формируется дендрарий в питомнике лесхоза. В Корткеросском лесхозе проводятся работы по учету опыта искусственного регулирования водного режима в лесах на избыточно увлажненных почвах, проводится поиск сохранившихся фрагментов малонарушенных (девственных) лесов. Основные практические навыки будущие инженеры лесного хозяйства должны получить на таксационных пробных площадях, в лесных питомниках, на лесокультурных площадях, участках, отведенных под рубки ухода, лесных делянках. Здесь же студенты приобретают навыки исследовательской работы. Кафедра-лаборатория лесного хозяйства создает лабораторию лесоведения и лесоводства, кабинет лесовосстановления, кабинет таксации и лесоустройства. Госбюджетные научно-исследовательские работы выполняют по теме "Обоснование экологичных технологий заготовок леса в Республике Коми". Пятилетняя программа исследований близка к завершению. В последующем экологическая, природоохранная направленность исследований будет сохранена. Сыктывкарский лесной институт особо заинтересован в развитии исследований, направленных на изучение ненарушенных или девственных лесов. Республика Коми - это один из немногих регионов России, где такие леса пока еще сохранились. В связи с этим в курсе лесоведения студентам Ш курса читают лекции, в которых рассматривают вопросы сохранения биоразиообразия и устойчивости таежных экосистем. Аналогичные темы включены в программу курсов повышения квалификации лесничих, организованных на базе СЛИ. В институте создается лаборатория экологии и охраны ненарушенных лесов. Первый опыт ее экспедиционной работы связан с изучением таежных сообществ в Троицко-Печорском районе. Собранный здесь материал пополнит коллекции музея лесоводства, имеющего учебное, просветительское и научное направление работы. Под руководством преподавателей кафедры-лаборатории лесного хозяйства студенты института знакомятся с ненарушенными темнохвойными лесами в кедровом заказнике в Корткеросском районе республики, принимают участие в работе Корткеросского экологического лагеря, передают школьникам полученные в институте знания дендрологии, лесоведения, таксации. Результаты подобных работ докладываются и публикуются на студенческих конференциях, организуемых СЛИ. Могут быть подведены итоги прохождения производственной практики студентами III курса специальности "Лесное и лесопарковое хозяйство". Значительная часть студентов в 1999-2000 учебном году проходила производственную практику в лесхозах Республики Коми. Была охвачена практически вся территория республики - от Объячевского и Койгородского лесхозов на юге до Усть-Цилемского лесхоза на севере, от Печоро-Илычского лесхоза и национального парка "Югыд ва" на востоке до Железнодорожного лесхоза на западе республики. Кроме этого, часть практикантов трудилась в отделе экологии Сыктывкарского ЛПК, районных комитетах охраны природы. Обязательную программу производственной практики дополняли индивидуальные задания по изучению состава и структуры древостоев, процессов естественного возобновления под пологом леса и на вырубках. В текущем учебном году такой подход сохранен и развит. Так, несколько студентов проходит производственную практику в модельном лесу "Прилузье". Один из практикантов выиграл грант Всемирного фонда дикой природы и исследует в Прилузском лесхозе процессы динамики зооценозов. Сохраняются шансы на аналогичное достижение еще у ряда студентов специальности лесное и лесопарковое хозяйство. В 2000-2001 учебном году впервые в истории СЛИ студенты очного отделения данной специальности выехали в лесхозы Республики Коми на преддипломную практику. Специфика подготовки инженера лесного хозяйства такова, что сбор материалов для дипломного проекта в лесу реально может быть проведен в летний период. В основном решены вопросы с темами и руководителями дипломных проектов, базами проведения преддипломной практики. Темы связаны с изучением структуры и динамики лесов республики, защитой и охраной естественных и искусственных насаждений, созданием лесных культур, повышением продуктивности северных лесов. Несмотря на формальное разделение студентов на III курсе по специализациям (лесное и лесопарковое хозяйство и экология и охрана окружающей среды), все темы имеют экологическую направленность. И это естественно, так как устойчивое лесопользование, выращивание, лесовосстановление, охрана и защита лесов базируются на биогеоценотических представлениях о лесе, важности учета взаимодействий всех компонентов лесных биогеоценозов (экосистем). Перспективы развития лесохозяйственного направления лесной институт видит прежде всего в полной реализации учебных планов по обучению будущих инженеров лесного хозяйства, так как каждый новый курс - это новые учебные, научные и воспитательные задачи и поиск путей их качественной реализации. На рубеже 1999 и 2000 гг. на базе кафедры-лаборатории лесного хозяйства были созданы кафедра эколого-биологических и сельскохозяйственных дисциплин и кафедра экономики агропромышленного производства. Необходимость такого разделения связана с тем, что преподаватели кафедры лесного хозяйства проводили занятия по 35 и организовывали учебные практики по 20 дисциплинам. В планах СЛИ расширение связей с национальным парком "Югыд ва" в части проведения на его территории и в буферных зонах исследований в процессе прохождения студентами производственной и преддипломной практики, организации экологических маршрутов научного и познавательного характера. В заключение хотелось бы отметить следующее. Северные леса - это обширные территории тайги. Их защита и охрана, разработка методов рационального использования и эффективного восстановления, подготовка специалистов, учитывающих накопленный предыдущими поколениями положительный опыт управления таежными лесами - звенья одной цепи. Хотелось бы надеяться, что в преддверии 200-летнего юбилея лесного образования России (2003 г.) программа "Интеграция" должное внимание наряду с другими вопросами уделит проблемам леса, обеспечит материальную поддержку инициатив и усилий науки и образования, направленные на их решение.
Логотип -
Начало -
Общие
сведения -
Структура -
Научная деятельность 3411 посещений с 28.05.2001 |