НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ ИНТРОДУКЦИИ КОРМОВЫХ РАСТЕНИЙ д.б.н. В. Мишуров Обогащение ассортимента полевых культур является одной из актуальных задач биологической и агрономической науки. Академик Н.И. Вавилов отмечал [4], что показателем степени интенсивности земледелия является не только высокая продуктивность отдельных видов и сортов, но и богатство разнообразия возделываемых растений, способных наиболее полно удовлетворять потребности человека и запросы народного хозяйства. В деле обогащения культурной флоры большая роль принадлежит интродукции растений. Под интродукцией обычно понимают или простой перенос растений из одного района в другой [1], или перенос и совокупность методов, способствующих процессам их акклиматизации [10], или целенаправленную деятельность человека по введению в культуру в данном естественно-историческом районе новых видов, родов, сортов и форм растений [6]. Однако эти толкования термина "интродукция" по своему объему не отвечают широте современной постановки работ по интродукции. В частности, в определении этого термина должна найти отражение и конечная цель интродукции как процесса освоения и использования интродуцентов в практике народного хозяйства. Интродукторы занимаются изучением методов подбора и переноса полезных растений из одних условий существования в другие, познанием закономерностей изменчивости растительных организмов и разработкой методов освоения и использования их в народном хозяйстве. В настоящее время отсутствует единство взглядов относительно выбора основных критериев оценки успешности акклиматизации растений [2, 3, 5, 6]. В этом отношении существует также не меньше разных мнений, чем в вопросах терминологии: имеющиеся "шкалы оценки" не только носят самые разные названия (шкала успешности акклиматизации, шкала поведения растений, оценка степени интродукции, градация успешности переселения растений), но и, самое главное, часто построены на различных принципах. По нашему мнению, оценка поведения интродуцентов по лимитирующим факторам или по отдельным жизненным циклам самого растения есть не что иное, как оценка растения на степень адаптации к новым для него условиям существования. А если интродуцент находит широкое использование в народном хозяйстве, то это и есть заключительный этап интродукции, конечная цель, ради которой велась вся работа. Добавим, что и в тех случаях, когда в новых условиях растения не дают зрелых семян или вообще не плодоносят, но уже широко используются в народном хозяйстве, мы вправе оценить такие растения введенные в культуру. Например, вегетативно размножаемый топинамбур используется как кормовое растение: агротехника отработана, предложены перспективные сорта. Интродукция растений соприкасается со многими биологическими науками, заимствуя их теоретические положения и методы. Успех интродукции растений зависит от сложного воздействия большого количества различных, в значительной степени изменчивых, факторов, суммарное влияние которых предусмотреть нельзя. Поэтому в деле успешного освоения полезного растения из естественной флоры должны быть последовательно охвачены все этапы интродукционной работы - от поиска и мобилизации исходного материала до выведения сорта и экономического обоснования его использования в народном хозяйстве. Каждая отдельная группа растений требует своих методов подхода в поиске, изучении и внедрении их в народном хозяйстве. В отношении интродукции кормовых растений таких методологических разработок нет. Исходя из многолетнего опыта интродукционных работ отдела Ботанического сада Института биологии и анализа литературы [4], мы пришли к выводу, что процесс изучения и внедрения кормовых растений из естественной флоры при интродукции следует подразделить на следующие основные этапы: 1) мобилизация исходного материала, 2) выявление внутривидовой изменчивости, 3) изучение особенностей онтогенеза интродуцентов в культуре, 4) разработка агротехники выращивания и 5) хозяйственная и экономическая оценка интродуцированных растений. Наиболее сложная, трудная и объемная работа складывается на первых двух этапах. Для привлечения исходного материала кормовых растений стоит прибегать к различным методам сбора исходного материала. Общую изученность группы кормовых растений естественной флоры к настоящему времени можно считать удовлетворительной: известны многие виды растений, которые заслуживают самого разностороннего изучения и переноса в различные районы страны, и даже возможно предугадать у некоторых из них в той или иной мере характер роста, развития и хозяйственного использования. Ставя задачу привлечения кормового растения из естественной флоры, прежде всего необходимо хорошо изучить его экологию, географию, морфологическую изменчивость в ареале, выявить основные районы локализации, откуда можно будет привлекать исходный материал для изучения внутривидовой изменчивости. Без познания внутривидовой изменчивости кормовых растений не может быть и успешной работы по введению их в культуру. Сведения литературы по внутривидовой изменчивости кормовых растений из естественной флоры носят часто эпизодический характер. Нередко исследования по интродукции кормовых растений из естественной флоры проводятся на образцах неизвестного происхождения, в результате чего публикуются сведения довольно противоречивого характера. Для познания закономерностей внутривидовой изменчивости необходимо создать коллекцию, представленную максимальным разнообразием природных популяций интродуцируемого вида. Первые два этапа в интродукции растений должны заканчиваться познанием закономерностей внутривидовой изменчивости и выведением сорта или отбора перспективной агропопуляции. На основе этого отрабатывается агротехника выращивания и технология использования его в народном хозяйстве. Поэтапный подход в интродукции горца Вейриха позволил описать новый вид - горец итурупский и выделить экотипы, провести анализ внутривидовой изменчивости этих двух видов и отобрать ряд перспективных для селекции форм на кормовые цели [7-9). Большой успех по введению в культуру борщевика Сосновского, рапонтика сафлоровидного, редьки масличной, нескольких видов горца и других культур стал возможен в силу того, что они обладают большой продуктивностью и высокой биологической пластичностью в приспособлении к условиям среды. Однако эти виды прошли лишь предварительную оценку в научном и хозяйственном плане. В перспективе заслуживают большого внимания изучение их экологии и географии, выявление закономерностей внутривидовой изменчивости и создание интродукционного генофонда. ЛИТЕРАТУРА 1. Аврорин Н.А. Переселение растений на Полярный Север: эколого-географический анализ. М.-Л.: изд-во АН СССР, 1956.286 с. 2. Адреев Г.Н. Интродукция травянистых растений в Субарктику. Л.: Наука, 1975. 196 с. 3. Базилевская НА. Теория и методы интродукции растений. М.: изд-во МГУ, 1964, 130 с. 4. Вавилов Н.И. Проблема новых культур. М.-Л., 1932. Т. 5. С. 537-563. 5. Головкин Б.Н. Переселение травянистых многолетников на Полярный Север: эколого-морфологический анализ. Л.: Наука, 1973. 266 с. 6. Лапин П.И. О терминах, применяемых в исследованиях по интродукции и акклиматизации растений // Бюл. ГБС, 1972. Вып. 83. С. 10-18. 7. Малораспространенные силосные культуры / К.А. Моисеев, В.П. Соколов, В.П. Мишуров и др. Л., 1979. 328 с. 8. Мишуров В.П. Polygonu iturupense Mishurov - новый вид из Сахалинской области // Ботан. журн., 1980. Т. 65. № 2. С. 275-276. 9. Мишуров В.П. Внутривидовая изменчивость горца Вейриха и горца итурупского. Л.: Наука, 1984. 133 с.
Логотип -
Начало -
Общие
сведения -
Структура -
Научная деятельность 3460 посещений с 09.05.2001 |